Рождение дельтаплана и первые рекорды

В начале 60-х годов научные и популярные издания всего мира пестрели сообщениями об испытаниях крыла Рогалло и его возможных перспективах. Первыми разглядели в крыле Рогалло спортивные возможности австралийские воднолыжники. Сделав уменьшенную копию космического крыла, они проверили его летные свойства на песчаных дюнах у океанского побережья. А затем, в 1962 году, стартуя с помощью водных лыж, начали буксировочные полеты за катером. Широкое распространение таких полетов связано с именем Билла Мой-еса, который в 1963 году стал изготовлять и продавать «водные змеи». Сам Билл хорошо летал, на буксире за катером он набирал высоту в 300 м.

Такие же буксировочные полеты за катером на змеях различной конфигурации в эти годы проводились и у нас в стране. Красочные снимки смельчаков, несущихся под крылом за катером над водной гладью,— Александра Ка-зенова из Саратова, Бориса Данника с Украины и других — появлялись в наших журналах. Очевидцы рассказывают, как они наблюдали подобный полет на Пироговском водохранилище под Москвой. Пилот висел на руках на змее коробчатой конструкции и в случае опасности нырял с высоты прямо в воду.

Лишь в 1969 году стартующее с воды крыло Рогалло появляется в США. Его привозит туда Билл Беннет, сотрудник Мойеса. Через несколько месяцев после приезда Беннет совершает свой знаменитый полет вокруг Статуи Свободы на буксире за катером. Но увлечение буксировочными полетами на крыле Рогалло скоро уступает место новому спорту — дельтапланеризму. И невольным виновником этого стал Отто Ли-лиенталь.

Приверженцы свободного полета, немногочисленные последователи пионеров авиации XIX века, изобретая новые конструкции, совершенствуя аэродинамику крыла, нисколько не ушли от Лилиенталя в способе подвески пилота и в управлении: они так же висели на двух параллельных брусьях и управляли аппаратом, балансируя нижними конечностями.
Австралийские летающие воднолыжники, не отягощенные бременем знаний классического балансирного полета, ввели в конструкцию крыла Рогалло два весьма ценных новшества: сиденье для пилота и треугольную рукоятку управления.

23 мая 1971 года в день рождения Отто Лилиенталя в Калифорнии происходила традиционная встреча воздухоплавателей, посвященная памяти предтечи современной авиации. В дискуссиях представителей двух направлений — традиционного балансирного планеризма и буксировочных полетов на крыле Рогалло — родилась идея объединить их в единой конструкции. Так родился дельтаплан. Впоследствии по предложению спортсменов и национальных федераций этот день стал международным днем дельтапланеризма, а 1971 год считается датой его рождения.

Первый старт с ног, с разбега, полагают, совершил американец Дейв Килборн. Ему же принадлежит и первый зафиксированный рекорд продолжительности полета, равный 1 ч 4 мин, совершенный 6 сентября 1971 года в Калифорнии близ Сан-Хосе. 7 сентября следующего года Боб Уиллз на аппарате «Дельта Уинг» в окрестностях Лос-Анджелеса пробыл в воздухе в течение 2 ч 16 мин.
8 декабре того же года онувеличивает свой результат до 3 ч 3 мин. 13 апреля 1973 года 19-летний Тони Колерич в местечке Торренс-Бич (Калифорния) на аппарате «Флекси-Флайер» парит в воздухе 3 ч 9 мин. Там же 15 июля Пэт Конджюри на аппарате второго поколения — цилиндрическом Рогалло «Сигал-Ш» («Чайка-Ш») показывает время 3 ч 30 мин. А через несколько дней тоже на «Чайке-Ш» Майк Митчелл достигает продолжительности полета 3 ч 45 мин.

Но «лучшего пилота начала семидесятых годов», как называли спортсмены и журналисты Боба Уиллза, не так легко было победить. Он едет на Гавайские острова и 1 сентября, располагаясь на неуютном подвесном сиденье дельтаплана, парит на океанском бризе в течение 5 ч б мин. Боб вернулся домой, полагая, что при таком отрыве от соперников он может спокойно почивать на лаврах какое-то время. Однако уже через два дня Пэт Конджюри на «Чайке-Ш» в Палое Вердес превышает его результат — 5 ч 21 мин. Боб Уиллз не сдается и снова стремится на Гавайи. 15 сентября над 650-метровыми береговыми склонами острова Оаху, используя устойчивый бриз, он держится в воздухе 8 ч 24 мин. С этим результатом Боб Уиллз мог безмятежно жить до 17 мая 1974 года, когда Джон Хьюз на крыле, носящем имя соперника — «Уиллз Уинг», побил его рекорд, показав высокий результат — 10 ч 5 мин.

Казалось, что тяжелое и бессмысленное висение в воздухе в продолжение долгих часов достигло, наконец, своего предела. Но через шесть дней Харви Мелчер на Гавайских островах парит почти сутки — 20 ч 47 мин. Максимальная продолжительность полета в динамических потоках над океанским побережьем составила 32 ч. Сегодня подобное висение перестало носить престижный характер. «На Гавайях можно парить и на сундуке!» — говорят дельтапланеристы. Предметом азартной борьбы стали рекорды, установленные на материке.

Последний рекордный результат по продолжительности полета, показанный на материке, равен 11 ч 47 мин.
Максимальная продолжительность полета на европейском континенте равна 6 ч. 6 мин. Установил ее летом 1980 года ленинградец Александр Владимиров во время полета над горой Юца вблизи Пятигорска. А первый наш рекорд по длительности парения, установленный в 1976 году, принадлежит Геннадию Коваленко из Красноярска. 9 мая 1977 года прославленный летчик Слав Топтыгин в Планерском над горой Клементьева парит на дельтаплане 2 ч 34 мин. Через год там же москвич Андрей Кареткин показывает время 4 ч 13 мин. Рекордное время парения для равнинных мест демонстрирует пилот Андрей Нестеров. В Москве, на Петровских горах, высота которых не превышает 50 м, при ветре 5— 7 м/с он парил 2 ч 3 мин. Дельтапланеристам покорялось не только время, но и пространство. Уже в 1973 году пилоты начали осваивать термические потоки, набирая в них большие высоты. Так, 15 августа 1973 года Дик Айпер, стартовав с вулкана Халеакала на острове Мауи (Гавайские острова) на аппарате «Флекси-Флайер», набрал за 20 мин высоту 2549 м.

Пионер дельтапланеризма Дейв Килборн первым начал старты с воздушных шаров. Набрав высоту 3500 м, он отцепился от шара и после непродолжительного свободного падения перешел в нормальный полет. Другой пилот, Дэннис Килберг, совершил старт с 5212 м вблизи Сан-Франциско на аппарате «Фантом-19 Кайт».

Полеты на дельтаплане совершены почти со всех доступных человеку вершин. 26 октября 1973 года, стартуя на лыжах, слетел с Монблана (4807 м) Руди Кишхази. Через 30 мин он приземлился в 25 км от горы. В 1974 году американец Майк Харкер едет в Японию, чтобы слететь с вершины Фудзиямы. Ему пришлось провести несколько дней на вершине, пока ветер не снизился до 10 м/с. После этого полета Майк заявил корреспондентам: «Я бы слетел еще раз, если бы не надо было подниматься на вершину пешком». 

Смотрите также

PZL SZD 9 BOCIAN Спортивный планер
Первый планер был построен по проекту Василевского, Затвордницкого и Сандауэра в 1951 году. Облет первого прототипа состоялся 10.03.1952 г., второй прототип был облетан 16.06.1952. Первый серийный эк ...

Коршун
Дирижабль "Коршун" - 1910 г. Дирижабль "Коршун" был куплен у Франции (первоначальное название "Zodiac-IX", постр. 1910). Объем оболочки 2.140 куб.м., длина 47 м, диаметр ...

Maedo Ku.1 Транспортно-десантный планер
Планер Ku.1 был спроектирован в 1941 году Хироши Сато - профессором Технического Университета Киюши и построен на фирме Maeda Koku Kenkyujo по спецификацией выданной руководством армейской авиации в и ...