Над родными просторами на дельтаплане

В нашей стране первый дельтаплан был построен студентами Черновицкого университета в 1971 году. Студенты-физики Владимир Тюменцев, Анатолий Коркач и их товарищи с 16 апреля следующего года начали регулярные полеты в Карпатах. Вслед за ними в Ленинграде, Томске и Красноярске появились первые, еще несовершенные крылья, которые давали их создателям больше синяков и шишек, чем радости свободного полета. Дельтаплан, и сейчас еще представляющий для специалистов во многом загадку, тогда был для спортсменов «вещью в себе». На первых пилотов смотрели, как на безумных чудаков, а каждый полет представлял определенную степень риска.

Вехой в развитии отечественного дельтапланеризма стал полет в январе 1974 года с горы Чегет (4100 м) москвича Михаила Гохберга. Участвуя в совместном советско-французском научном эксперименте, он познакомился в Париже с чемпионом мира по водному змею Бернаром Денисом. Опытный воднолыжник, Михаил быстро освоил старты на буксирном, а затем и на свободном аппарате. Он одним из первых совершил полеты в Альпах, стартуя со снежных склонов с помощью лыж. Вскоре и наши самодельные разработки приблизились к уровню зарубежной техники.

Во многом этому способствовали публикации, помещавшиеся в журнале ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи». Решающим шагом в становлении нового вида спорта стал проведенный в марте 1976 года в поселке Славское первый Всесоюзный слет дельтапланеристов. Он был организован по инициативе Рижского института инженеров гражданской авиации и журнала «Техника — молодежи». Слет собрал десятки спортсменов из разных городов страны.

Были на слете и казусы: кто сел на крышу горной хижины, кто, как птица, опустился на ветки.
Но главным итогом слета стало создание Всесоюзного оргкомитета, который взял на себя задачу организации и развития дельта планерного спорта в нашей стране. Председателем оргкомитета был избран рижанин Виктор Ягнюк. В рабочие органы вошли Михаил Гохберг, Александр Дашивец, Анатолий Клименко, Сергей Казанцев и другие. С созданием комитета работа пошла быстрыми темпами и вширь, и вглубь. Техкомом комитета были разработаны чертежи первого учебно-тренировочного дельтаплана «Славутич». Сергеем Казанцевым выпущено учебно-методическое пособие по дельтапланерному спорту. Спортсмены в областях и республиках стали объединяться в клубы и секции.

В августе 1976 года прошел первый Всеукраинский слет дельтапланеристов в Планер-ском (Коктебель). Его организаторы киевляне (все из КБ О. К. Антонова) пригласили своих коллег из 30 городов страны. Свыше ста энтузиастов нового вида спорта собрались в Крыму. Возраст участников был от 16 до 62 лет. 800 полетов совершили участники с горы Клементьева.

А в сентябре в Москве уже состоялись первые соревнования. Пилоты из Москвы, Ленинграда и Московской области — всего 12 участников — соревновались на дальность, продолжительность полета и точность приземления. Конечно, эти соревнования не идут ни в какое сравнение с нынешними сложными полетами. Но благодаря спортивному комментатору телевидения Владимиру Масла-ченко, дававшему репортаж о ходе соревнований в программе «Время», на них собрались тысячи болельщиков. Холмы Крылатского были, как в театре, заполнены зрителями, подбадривавшими своими возгласами спортсменов. И с этих «крылатских стартов», как снежный ком разрастаясь, соревнования дельтапланеристов стали распространяться по всем уголкам нашей Родины.

Январские старты в Крылатском собрали уже 48 спортсменов из Москвы и Ленинграда, Курска и Красноярска, Брянска и Дубны. Вот журнальный репортаж с состязаний: «Состязания проходили в два этапа. Первый — отборочный.

Пилотам предстояло лететь на продолжительность и выполнить квалификационное упражнение. Второй день — финальные соревнования, упражнения на точность приземления. В финале принял участие 21 спортсмен. Короткий энергичный разбег, прыжок с отвесной кручи — и аппарат, набирая скорость, летит по прямой. Затем разворот на 90 °, проход через ворота шириной 12'м и посадка в круг радиусом 12 м. В центре круга заветная цель — оранжевая мишень диаметром 10 см.

Перепад высот старта и финиша — 30 м. Для многих участников, уже летавших в горах, высота незначительная. Тем не менее краткость полета требовала от спортсменов точного расчета и мгновенной реакции. Самый юный участник соревнований 13-летний Дима Овсянников выполнил квалификационные упражнения для выхода в финал, и его полетами открывался каждый тур соревнований.

Победителем стал Андрей Ка-реткин, следующие места поделили Виктор Козьмин (Москва), Сергей Васильев (Ленинград), Михаил Гохберг (Москва). Эти полеты широко освещались не только нашим телевидением, но и тремя зарубежными телекомпаниями. Как впоследствии стало известно, французские и западногерманские телезрители высоко оценили и качество передач, и мастерство наших пилотов.

Традиционными стали соревнования на приз Крякутного, проводимые ежегодно рязанскими дельтапланеристами. Наиболее представительными были соревнования 1981 года. 9 команд из Москвы и Ярославля, Курска и Рязани, в том числе две команды Московской области, мужская и женская, прибыли на этот спортивный праздник. По традиции после соревнований, проходящих недалеко от города, лучшие пилоты совершают показательные полеты с высокого берега реки Трубеж прямо от белокаменных стен Рязанского кремля.

В этот год лучшей оказалась мужская команда Московской области. А в личном зачете первенствовал В. Козьмин. Из девушек сильнейшей оказалась Л. Буканова, не уступившая в мастерстве многим мужчинам, участникам соревнований. Пилоты Н. Раллев и В. Янцев радовались не только спортивным результатам. Ими самими разработанные и построенные аппараты оказались не хуже зарубежных моделей (рис. 6). В эти же дни на северо-западе нашей страны проходили соревнования, организованные ленинградцами, на «Приз Балтики».

Этот красивый приз изготовили литовские умельцы. Полеты совершались со стометровых терриконов близ Кохтла-Ярве в Эстонии. Состязались спортсмены Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Ленинграда. Первое место завоевал представитель Украины Е. Гри-ненко. (Этот способный спортсмен в дальнейшем завоевал титул чемпиона СССР, вошел в состав сборной страны, но затем погиб во время тренировочных полетов на Кавказе.) В командном зачете победили ленинградцы. Они летали на последних разработках своего капитана В. Михайлова — аппаратах «Сокол-7» и «Сокол-8». Простым способом разработчик придал оптимальную для крыла эллипсовидную форму своим «соколам». И он не ошибся в ожиданиях. Его аппараты превзошли модели, построенные по зарубежным аналогам.

Эти и другие соревнования, проходившие на Урале и Кавказе, в Карпатах и на Алтае, в Крыму и Средней Азии, свидетельствовали о все возраставшей массовости нового вида спорта, его притягательности для молодежи и о растущем мастерстве наших пилотов.

После долгих обсуждений того, кто возьмет шефство над юной ветвью авиационного вида спорта, директивным указанием этот вид спорта поручено вести ДОСААФ. В декабре 1978 года на пленуме Федерации авиационных видов спорта СССР была образована Федерация дельтапланерного спорта. В следующем году Федерация была принята в состав Международной комиссии по свободному полету ФАИ, получив тем самым возможность полноправного участия в деятельности международных организаций по дельтапланерному спорту и выступлений на чемпионатах Европы и мира.
К моменту официального признания дельтапланеризма в его рядах насчитывалось около 10 тысяч спортсменов и 3 тысячи самодельных летательных аппаратов.

Первые годы были отданы разработке регламентирующих документов-наставлений по производству полетов на дельтаплане, тактико-технических требований к аппаратам самодельной постройки, программы учебно-летной подготовки и других. С 1981 года согласно постановлению правительства должен был начаться серийный выпуск первого промышленного дельтаплана «Славутич-УТ». В этом же году решено было провести первый официальный чемпионат страны.

Торжественное открытие чемпионата состоялось 25 сентября 1981 года на центральной площади г. Кызыла — столицы Тувинской АССР. Десять флагов союзных республик полощутся на ветру. Сорок сильнейших спортсменов страны приехали в далекую Туву, чтобы оспаривать чемпионский титул.
В верховьях Енисея на южных отрогах Саян разместился дельтадром первого чемпионата. На вершине горы Бом, что в 18 км от Кызыла, приготовились к старту пилоты. Первое упражнение — максимальный облет двух вешек. Один за другим уходят в небо спортсмены. Вот пошел С. Казанцев из команды Узбекистана, потом литовский пилот А. Лекис, А. Кареткин из первой сборной России. Началась острая борьба, в которой победитель не был ясен почти до самого последнего старта. Первое упражнение вывело в лидеры А. Кареткина.

Второе упражнение — своеобразный воздушный слалом — облет вешек с посадкой в зачетный круг диаметром 50 м. Идет сложная психологическая борьба. В этом упражнении, как шутили спортсмены, «жадность наказывается» — захочешь облететь лишнюю вешку, чтобы заработать больше очков, и можешь лишиться всего, не попав в зачетный круг.

Одни участники осторожничают: обойдя три вешки, сразу идут к финишу. Другие рискуют. Е. Гриненко выработал свою тактику: сначала сделал для надежности небольшой задел, обогнув три вешки, а в следующих турах пошел на пределе, и в итоге он — победитель в упражнении. У Кареткина второй результат, но по сумме он опережает Гриненко на 49,6 очка.

Третье, решающее упражнение — на дальность. У Кареткина маневренный «Атлас», но по скорости он уступал аппаратам соперников. Как назло, в первой половине дня, когда стартовал Андрей, был сильный встречный ветер. Результат Кареткина далек от предельных. Что покажут Гриненко, Нор-Аревян? Погода изменилась, и ветер стих. Судьба первого места решалась в последних стартах... Е. Гриненко показал лучший результат в упражнении, но по общей сумме отстал от лидера на 5 очков.
Первым абсолютным чемпионом страны стал Андрей Карет-кин, а серебряным и бронзовым призерами Евгений Гриненко из сборной Украины и Дзарук Нор-Аревян из второй сборной России.

У А. Кареткина 1 октября в день торжественного закрытия первого чемпионата был двойной праздник: он получил медаль чемпиона в свой день рождения. Потом были другие чемпионаты страны, другие чемпионы — Сергей Казанцев, Евгений Гриненко, Игорь Соболев. Но особо нужно выделить чемпионат 1985 года, когда прыжки на дельтапланах уступили место протяженным маршрутным полетам, и наш дельтапланеризм приблизился к уровню международных соревнований. Связано это было в первую очередь с возросшим мастерством наших спортсменов и приходом к руководству Всесоюзной федерацией дельтапланерного спорта заслуженного военного летчика СССР генерал-лейтенанта авиации Алексея Анастасовича Микояна.

Этот чемпионат проходил на дельтадроме Ушкунур в предгорьях Алатау недалеко от Алма-Аты. Для полетов впервые был выделен коридор протяженностью 200 км. И хотя полностью использовать его спортсменам не пришлось, большинство полетов уже проходило на значительных высотах, на дальности, измеряемой десятками километров, с использованием на маршруте мощных термических потоков. Победителем в этом соревновании стал воспитанник Сергея Казанцева томич Александр Сутягин.

Александр отличается завидной стабильностью результатов. В следующем году он вновь подтвердил свой высокий класс, став и чемпионом России, и чемпионом страны.

Начатые на пятом чемпионате длительные маршрутные полеты дали свои плоды. Уже в следующем году появились первые рекорды страны на дальность полета. Они были показаны на сборах сильнейших пилотов страны в Ямполе Винницкой области ранней весною: С. Игнатов (Москва) —дальность полета 109,8 км, И. Соболев (Куйбышев) — дальность полета до намеченной цели 87 км. И вскоре его улучшил В. Жеглов (г. Долгопрудный Московской области) — 102 км.

С 1985 года в Единой всесоюзной спортивной классификации в разделе «Дельтапла-нерный спорт» появились впервые звания мастера спорта и кандидата в мастера. Кандидат в мастера спорта должен совершить полет на выигрыш высоты в 1000 м, полет на продолжительность не менее 5 ч и полет на дальность в 50 км, а по замкнутому треугольному маршруту 30 км. Для получения звания необходимо выполнить два из указанных в нормах упражнения.
Первым в стране звание мастера спорта СССР получил неоднократный чемпион страны спортсмен из Томска А. Су-тягин. 

Смотрите также

Спасение «Челюскина»
В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход «Челюскин». Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Часть грузов и продовольствия удалось с пар ...

Обшивка крыла
Обшивка крыла изготовлена из высокопрочной полиэфирной ткани и состоит из верхней и нижней поверхностей, килевого кармана и лобового обтекателя. С внутренней стороны верхней и нижней поверхностей приш ...

Экономичность
Стоимость перевозок пассажиров и грузов на аппаратах "ЭКИП" будет по расчетам в 1,5-2 раза ниже чем на самолетах "Боинг-747Х" или АЗХХ "Эрбас Индастри" за счет: - высоко ...