Сверхлегкие летательные аппараты

Композиционные материалы в конструкции сверхлегких летательных аппаратов. Каркас кабины аппарата «Со-лар Челленджер» выполнен из углепластиковых трубок диаметром 50 мм с очень тонкой стенкой (0,254—0,38 мм) и спиральной ориентацией волокон, то есть конструкция, близкая к корпусам современных моделей ракет, технология изготовления которых достаточно отработана. Весьма сложную конструкцию имеет лонжерон крыла. Основной является внутренняя графито-эпоксидная труба со спиральной ориентацией волокон (±45°) диаметром 178 мм и толщиной стенки 0,254 мм. Дополнительно по бокам, снизу и сверху трубы уложены слои графитовой ленты с продольной ориентацией волокон, слой сотового заполнителя толщиной 6,35 мм из материала номекс и два внешних слоя кевларовой ткани.

Вес лонжерона крыла с узлами крепления концевых частей 8,2 кГ.
Продольная балка-«фюзеляж» имеет аналогичную конструкцию. Оба лонжерона стабилизатора близки по конструкции к лонжерону крыла. Отличаются меньшим диаметром и использованием пено-полистирола вместо сотового заполнителя. Нервюры крыла выполнены из пенополисти-рола и упрочнены кевларом или углепластиком.

Лопасти воздушного винта имеют углепластиковые лонжероны переменной толщины, на которые надеты формообразующие секции из пено-полистирола. Обшивкой служит углепластиковое полотно. Каждая лопасть весит 0,68 кГ.

Лопасти из стеклопластика (или других композиционных материалов) могут быть пустотелыми, как на аппарате «Со-лар Челленджер», или с пенопластовым наполнителем.

Пластмассы в конструкции. В конструкции дельтаплана находят применение и пластмассы. Пластмассовые трубки надевают на нижние тросы для предохранения повреждения открытых частей тела при неудачной посадке. Иногда из пластмасс изготовляют фигурные шайбы-ложементы, равномерно распределяющие нагрузку по диаметру трубы, и зубчатые колеса.

На аппарате «Солар Чел-ленджер» тросы проводки управления имеют центральную часть из связанных однонаправленных волокон (кевлар 29) с дакроновой защитной оплеткой. Ацеталевая смола использована при изготовлении роликов системы управления.

На аппарате «Солар» фирмы Локхид используются эпоксидные углепластики. Обшивка крыла выполнена из пленочных материалов май-лара и тедлара.
Если бы в распоряжении конструктора были материалы 60-х гг., то мускулолеты и аппараты с фотоэлектрическими силовыми установками весили бы вдвое больше и не смогли бы летать. 

Смотрите также

Силовая установка
Двигатель «Rotax503 UL DCDI» Мощность при 6500 об/мин 50 л.с. Максимально допустимая частота вращения КВ 6800 об/мин Минимальная частота вращения КВ 2000 об/мин Температура седла свечи: ...

Вертолет «Уэссекс»
Производство фирмы Уэстленд Великобритания Назначение: транспортно-десантный, противолодочный вертолет Экипаж — 3 человека Максимальная скорость — 212 км/ч Практический потолок — 430 ...

Калугин И.М.
Генерал-полковник Калугин Игорь Михайлович. Родился 1 сентября 1937 года в с. Волчанка Омской области. Летную деятельность начал в Омском аэроклубе. В 1955 году поступил в Омское военное авиационное у ...