Шереметев Ш-18 Учебный планерЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Планеры / История и виды планеров разных стран / Планеры СССР / Шереметев Ш-18 Учебный планер
Дальнейшим развитием конструкции Ш-17 был планер Ш-17М (впоследствии получивший обозначение Ш-18), построенный в 1951 г. Двухместный спортивный планер Ш-18 предназначался для парящих полетов в сложных метеоусловиях, для учебно-тренировочных полетов с выполнением основных фигур высшего пилотажа. Схема - свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла. Крыло - обратной стреловидности с развитым трапециевидным центропланом. Второй пилот размещался в центре тяжести планера.
Конструкция - цельнодеревянная с металлическими несущими узлами и узлами управления. Крыло - с одним лонжероном коробчатого сечения. Обшивка передней части крыла - фанерная. От лонжерона до задней кромки крыла обтяжка полотняная. На верхней части крыла расположены интерцепторы.
Шасси состояло из полубаллонного колеса и костыля с резиновой амортизацией. Амортизационной посадочной лыжи не было. Ее функции выполняла нижняя передняя часть фюзеляжа, обшитая листовым дюралюминием и снабженная съемной стальной оковкой.
Планер имел двойное управление: ручное - смешанное и ножное - тросовое. Кабина пилотов закрыта большим фонарем, обеспечивающим хороший обзор. На планере стояли замки для буксировки самолетом и для взлета с помощью мотолебедки. Крыло состояло из двух частей, имело профили ЦАГИ Р-Н и Р-Ш различной относительной толщины. Размах крыла 14,4 м, удлинение 11,8, взлетная масса 450 кг. Максимальное аэродинамическое качество 20,8.
Летные испытания Ш-18 в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова показали хорошую устойчивость и управляемость, несложную технику пилотирования при взлете и посадке.
Полет на буксире был прост, а при взлете с автостарта требовалась мощность, меньшая, чем для известных эксплуатируемых планеров, т.к. Ш-18 имел довольно большое для учебных планеров аэродинамическое качество. Вывод планера из штопора проходил без запаздывания. Потеря высоты за один виток штопора составляла 60 м, с выводом из штопора - 100 м. Для выполнения петли Нестерова требовался разгон до 170 км/ч, потеря высоты при этом составляла 90-100 м. Полупетля выполнялась на скорости 200-220 км/ч, потеря высоты за полупетлю 70-60 м. В перевернутом полете на скорости ПО км/ч аппарат был устойчив и управляем. Максимальная скорость пикирования 250 км/ч. Планер эксплуатировался в течение нескольких лет в аэроклубах.
Конструкция Ш-18 требовала дальнейшей доводки и упрощения, повышения эффективности интерцепторов, установки управляемых триммеров и устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. После доработки в УПМ МАИ проводились дальнейшие испытания планера по программе, утвержденной ЦК ДОСААФ.
Испытания осуществлялись в два этапа - в октябре и декабре 1955 г. Испытывал планер летчик-испытатель А. В. Чеботарев. Для облегчения ввода в штопор, центровка была смещена назад до 24,5% САХ вместо 20,8% за счет установки груза (5 кг). Увеличены размах и площадь элеронов. Испытания показали, что планер Ш-18 отвечает всем требованиям, предъявляемым к двухместным учебно-тренировочным планерам, и годен к эксплуатации в учебных организациях ДОСААФ.
Смотрите также
Свободные концы
Свободные концы параплана имеют 5 рядов (A, А’, B, C, D), к каждому из которых приходят стропы нижнего яруса. Стропа управления проходит через ролик на специальном удлинителе. Свободные концы сн ...
Композиционные материалы
Композиционные материалы на неметаллической основе обладают хорошей технологичностью, низкой плотностью и высокой удельной прочностью и жесткостью. Среди неметаллических композиционных материалов наиб ...
Весовые данные
Взлетная масса:
в одноместном варианте - 240 кг
в двухместном варианте - 330 кг
Масса крыла 45 кг
Масса тележки 85 кг
Масса дельталета в снаряженном состоянии 130 кг ...