Парашют дельтапланериста

Практически в любой опасной ситуации, грозящей пилоту неблагоприятным исходом, у него всегда есть надежный и верный друг — парашют.

В настоящее время из множества различных вариантов применения на дельтаплане парашюта можно выделить три основных. Первый — это парашютная система спасения Билла Беннета, при которой парашют в полете находится в сложенном состоянии на груди пилота в двойной укупорке. При аварийной ситуации пилот выбрасывает парашют с внутренней укупоркой, и тот под действием собственного веса падает вниз на полную длину фала, после чего происходит раскрытие укупорки.

Освободившись от нее, парашют сносится воздушным потоком назад, и начинается наполнение его купола. Дельтаплан, тормозящийся парашютом, снижает свою скорость и переходит в положение носом вниз под парашютом, с небольшой вертикальной скоростью опускаясь на землю. Пилот в это время должен пронырнуть ногами вперед через трапецию и, держась руками за боковые стойки, приземлиться на ноги.

Второй вариант, нашедший наибольшее распространение, это система Штоллингера. В отличие от системы Беннета, парашют укладывается в одинарную укупорку — наружный чехол, при раскрытии которого парашют сразу сносится воздушным потоком назад. Далее все происходит аналогично первой схеме. Однако в данном случае парашютная система может запутаться вокруг нижних тросов. Во избежание этого пилот должен осмотрительно производить отброс парашюта назад.
Третий вариант — это система спасения «Хелп систем».

Парашют здесь уложен в специальный контейнер обтекаемой формы, который закреплен на самом верху мачты. По команде, с помощью спиральной пружины раскрывается вытяжной парашют, который вводит в действие основной парашют. Спасательный парашют раскрывается над дельтапланом, и несущая поверхность крыла остается в горизонтальном положении, сохраняя частично свои собственные парашютирующие свойства.
Во всех трех схемах парашютный фал крепится к карабину подвесной системы пилота, причем в варианте «Хелп систем» он проходит к карабину через отверстие в куполе под мачту.
Нагрудное расположение парашюта в первых двух случаях несколько стесняет пилота в движениях. Третий способ лишен этого недостатка.

Однако наличие на мачте противовеса — «чужой головы», как окрестили его пилоты, влияет на управление аппаратом. Правда, по заявлению пилотов, они довольно быстро привыкают к противовесу, и управление аппаратом не вызывает особых затруднений.
Площадь купола спасательных парашютов дельтапланериста колеблется от 25 до 55 м2, время раскрытия от 1 до 2 с, масса от 2 до 4,5 кг. Скорость снижения вместе с дельтапланом и пилотом в зависимости от нагрузки изменяется от 5 до 7,5 м/с.

Длина фала составляет 4—6 м (рис. 56).
Для моторных аппаратов площади парашютов возрастают до 80—86 м2, а скорости снижения повышаются до 9 м/с. Для приведения такой системы в действие применяются механические или пиротехнические средства выброса. Хотя с мотодельтаплана возможен прыжок с индивидуальным парашютом, но система спасения рассчитана на спуск совместно летательного аппарата и пассажиров.
С учетом времени приведения спасательной системы в действие применение парашюта на малых высотах (ниже 40—60 м) нецелесообразно.

При полетах на высотах свыше 100 м пилот обязан иметь парашют. Разработчики спасательных парашютных систем гарантируют сохранность жизни пилота, но допускают возможность незначительных травм или повреждения аппарата. Правда, во многих случаях при использовании парашюта ни пилот, ни аппарат не подвергались значительным перегрузкам. Одним из эксплуатационных требований к парашютной системе является исключение возможности самопроизвольного введения ее в действие.

Что при этом может произойти, рассказал тренер сборной страны Валерий Жеглов. Осенью 1986 года он был командирован на Кубу для оказания помощи кубинским друзьям в освоении дельтапланеризма. Работа проходила успешно, были определены места для проведения полетов, несколько кубинцев получили первоначальную подготовку и начались самостоятельные полеты. В день, завершающий учебный курс, Валерий должен был провести с одной из вершин показательный полет. Собрав аппарат и оставив около него подвесную систему, он пошел к месту старта оценить метеоусловия полета.

В это время любознательные ученики стали изучать устройство подвески своего советского инструктора, осматривать уложенный в ней парашют и напоследок забыли плотно закрыть ворсистую молнию клапана, закрывающего чехол с парашютом. Ничего об этом не знавший Жеглов надел подвесную систему и, пристегнувшись к крылу, стартовал. В первые же секунды полета поток откинул клапан и парашют стал выбиваться из кармана. Одной рукой держась за ручку управления, Валерий пытался другой затолкать парашют на место. Все было бесполезно!

Придерживая локтем «бунтующий» парашют, Валерий отошел подальше от склона горы, туда, где кончались колючие кустарники, и дал парашюту волю. Все прошло согласно инструкции и пилот вместе с дельтапланом мягко совершил посадку. Ни пилот, ни аппарат не получили никаких повреждений. Кубинские друзья восторгались инструктором, полагая, что тот согласно своей программе демонстрировал им способ применения парашюта. Валерий был раздосадован случившимся, но в то же время наглядно убедился в безотказности и надежности спасательного парашюта дельтапланериста.

Такой парашют разработан в нашей стране. Он прошел всесторонние испытания и запущен в серийное производство. Уже в этом году первые партии спасательного парашюта для дельтапланериста поступят в дельта клубы страны. 

Смотрите также

Дирижабль — С. А. Л. Дюпюи де Лома
Дирижабль — С. А. Л. Дюпюи де Лома (Франция, 1872) В 1872 году, был испытан в полёте дирижабль объёмом 3,8 тыс. м3 французского инженера судостроителя С.А.Л. Дюпои де Лома с мускульным приводом ...

Черномор-2
Дирижабль "Черномор-2" - 1916 г. Дирижабль "Черномор-2" был куплен у Англии (первоначальное название "Coastal", постр. 1916). Объем оболочки 4.500 куб.м., макс. скорость ...

Оперативно-тактический ракетный комплекс "Точка", Точка-У 9К79 SS-21 "Scarab".
Разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиност ...