Гремяцкий ДИСКОПЛАН Экспериментальный планер

Уже на первом курсе института Анатолий Гремяцкий стал совмещать учебу с проектно-конструкторской работой. Сначала он занимался конструированием лабораторных стендов и воздушных винтов, моторов и лодок. Студентом четвертого курса, получив задание на курсовое проектирование, решил разработать летательный аппарат, который бы соответствовал нормам летной годности, отличался технологичностью конструкции и простотой техники пилотирования. Таким требованиям соответствовал планер первоначального обучения.

В 1968 г. группа студентов во главе с А. Гремяцким приступила к изготовлению планера "Дископлан". В 1969 г. Гремяцкий испытал планер новой конструкции. Аппарат был построен из дерева и обтянут полотном. Конструкция крыла напоминала велосипедное колесо. Обод и втулка соединялись спицами - нервюрами. Крыло расстыковывалось по продольной оси.

Планер имел открытую кабину и двухколесное шасси с резиновой амортизацией. Шасси крепились к килевой балке, на конце которой был установлен руль поворота. "Дископлан" был выполнен по схеме "бесхвостка". Крыло в плане имело форму диска, по задней кромке устанавливались элевоны большой площади. (Как известно, круглая несущая поверхность допускает достижения даже больших углов атаки (порядка 45╟) без опасных последствий. Круглое крыло не сваливается в штопор, а очень устойчиво парашютирует; при посадке оно поддерживается мощной динамической воздушной подушкой). Площадь крыла планера 12 м , диаметр 3,9 м, масса 60 кг.

На "Дископлане" летал главным образом сам конструктор. (А. Гремяцкий не имел специальной подготовки и научился летать самостоятельно.) Планер запускался с помощью резинового амортизатора или самодельной мотолебедки, был устойчив и прост в управлении, но имел невысокое аэродинамическое качество (около 7), т.к. крыло имело малое удлинение - 1,27. Зато круглое крыло в плане обеспечивало безопасность полета (в отношении срыва в штопор), что было наиболее ценным качеством для учебного планера и допускало обучение в одноместном варианте, без инструктора.

Первые полеты "Дископлана" осуществлялись с помощью буксировки планера за мотоциклом. Для полетов зимой аппарат устанавливался на лыжи. На планере были испытаны все варианты запусков. Имелся проект мотопланера, предполагающий установку на "Дископлане" двигателя для обеспечения автономных стартов. 

Смотрите также

Грибовский Г-2 Рекордный планер
Задавшись целью самостоятельно построить планер, зимой 1924-25 гг. Грибовский в свободное от службы время спроектировал и, совместно с коллегами по службе, изготовил первый аппарат, получивший обознач ...

Георгий Михайлович Шиянов
Умение действовать в аварийной, экстремальной ситуации, конечно же, важное качество летчика-испытателя. А можно ли в летных испытаниях вообще избежать аварий? Едва ли профессионал ответит на это п ...

Комфортность для пассажиров
Аппараты "ЭКИП" имеют внутренние полезные объемы в несколько раз превышающие полезные объемы грузопассажирские самолетов равной грузоподъемности. Так на аппаратах "ЭКИП", рассчитан ...