Кузаков МАК-15М Тренировочный планер

С 1956 г. планер МАК-15 строился серийно на заводах ДОСААФ и широко эксплуатировался практически во всех аэроклубах страны. В 1958 г. он был модифицирован в МАК-15М. Модификация имела несколько увеличенные размах и площадь крыла, усиленные полки лонжерона и крепление элеронов. Усиление конструкции сделало возможным выполнение обратного пилотажа при полете в перевернутом положении.

Для упрощения расчетов при заходе на посадку (упрощения техники пилотирования на посадке) на МАК-15М были установлены интерцепторы зубчатого типа. Увеличена длина кабины, уменьшены ее высота и площадь поперечного сечения. Фонарь заменен большим козырьком обтекаемой формы. Добавлена отдельная носовая лыжа в виде изогнутой стальной трубы. Позади кабины, под крылом, установлен внешний легкосъемный гаргрот, закрывавший все тросы управления рулями. Сидение пилота переделано для наспинного парашюта. Улучшена система управления планером. Стартовал с амортизатора и за самолетом.

С 1958 г. выпускался в серии.

В 1956 г. М. А Кузаков на основе планера МАК-15М построил мотопланер МАК-15МП с двухтактным пятицилиндровым двигателем В. В. Полякова мощностью 23 л. с. (17 кВт). Испытывал планер А. А. Чеботарев.

На базе планера МАК-15М в 1955 - 1956 гг. М. А. Кузаков спроектировал мотопланер с вибропредкрылком Болдырева. Мотопланер был построен в УПМ МАИ в 1956 г.

Исходная конструкция планера практически не претерпела изменений. Вместо носовой посадочной лыжи было установлено второе колесо с пневматиком меньшего размера, чем у основного колеса. За фонарем кабины пилота, в обтекателе, устанавливался поршневой двигатель воздушного охлаждения, вал которого с помощью редуктора был связан с вибрирующими предкрылками. Ось вращения предкрылков располагалась над крылом на 250 мм выше его передней кромки; в полете ось вращения предкрылка и передняя кромка центроплана крыла практически совпадали. Размах предкрылков 4 м, хорда предкрылков у корня 300 мм, по концам - 250 мм.

Система вибрирующих предкрылков была разработана А. И. Болдыревым. Механизм привода предкрылков и двигатель специально разработаны для мотопланера В. В. Поляковым на базе его же двухтактного пятицилиндрового двигателя ВП-760 мощностью 23 л.с.

Масса конструкции МАК-15М с вибропредкрылком 240 кг. Расчетная максимальная скорость 130 км/ч, минимальная скорость полета (расчетная) 25-30 км/ч. Вертикальная скоро-

сть 3 м/с. Длина разбега 100 м. Продолжительность полета 4 ч, дальность полета 440 км/ч. Для подтверждения расчетных летных характеристик Б. С. Блиновым построена летающая модель планера с вибропредкрылком, выполненная в масштабе 1:5.

Мотопланер МАК-15М с вибропредкрылком прошел первый (наземный) этап испытаний, где замерялась тяга и испытывалась система привода вибропредкрылка. Тяга, создаваемая предкрылком при работе на месте, была около 50 кг.

На малых частотах колебаний предкрылка возникали вибрации привода; на расчетных режимах его работы вибрации снижались, но нагрузки на привод были все же большими. Вибропредкрылок, кроме образования тяги, обеспечивал создание подъемной силы крылом в статическом состоянии планера за счет обдува верхней поверхности крыла потоком от вибропредкрылка.

Прошедший наземные испытания планер с вибропредкрылком стоял у ангара и вскоре был кем-то разрушен (были перебиты нервюры центроплана и крыла, разбито оборудование кабины). После этого мотопланер не восстанавливался. Сама же идея мотопланера с вибропредкрылком сохранила свою актуальность. 

Смотрите также

Упаковка параплана
Старайтесь упаковывать MuSCat-2 настолько свободно, насколько позволяет Ваш рюкзак, так как каждое дополнительное складывание ослабляет ткань. При этом особое внимание уделяйте жестким усилениям в нос ...

Баллистическая ракета подводных лодок Поларис-А1
В начале 1956 года президент США Д. Эйзенхауэр одобрил планы создания морской стратегической ракетно-ядерной системы. При этом предусматривалось, что реализация всей программы будет проводиться в три ...

FMA IA.34 CLEN ANTU Спортивный планер
Первым планером типа летающее крыло, построенным в Южной Америке, стал IA.34 Clen Antu. Он был спроектирован в Instituto Aerotecnico, входящим в состав государственной компании Fabrica Militar de Avia ...