МАИ МАИ-53 Учебный планер

В 1956 г. на кафедре конструкции и проектирования самолетов коллектив авторов в составе: Е. С. Войт, И. В. Качанова, А. А. Лебединский, В. А. Манучаров и А. И. Пьецух (ответственный исполнитель) совместно со студентами занялся проектированием опытного учебно-тренировочного планера-парителя МАИ-56. Ведущим инженером по производству был А. А. Лебединский. Все расчеты и рабочие чертежи выполнялись студентами. Аппарат строился по договору с ЦК ДОСААФ как модификация планера ПАИ-6. Однако руководитель работ А. И. Пьецух предложил совершенно новую конструкцию планера.

Двухместный планер МАИ-56 был изготовлен в УПМ МАИ. Схема - "свободнонесущий высокоплан". Фюзеляж - ферменный, сваренный из стальных тонкостенных труб и обтянутый полотном. Кабина пилотов закрывалась большим фонарем, откидывающимся вправо.

Легкосъемный носовой обтекатель снимался вместе с лобовой частью фонаря, обеспечивая удобство эксплуатации. Второй пилот размещался в центре тяжести планера. Для улучшения обзора из второй кабины передняя кромка крыла в местах стыковки его к фюзеляжу была выполнена из оргстекла.

Крыло и оперение - цельнодеревянные с применением стальных и дюралюминиевых узлов. На крыле установлены интерцепторы. Трапециевидное в плане однолонжеронное крыло имело небольшую обратную стреловидность. Носок крыла обшивался фанерой, работающей на кручение. Элероны щелевого типа имели весовую и аэродинамическую компенсацию. Обшивка стабилизатора и киля фанерная. Управление планера тросовое. Посадочное устройство состояло из неубирающегося колеса, передней лыжи и костыля рессорного типа.

Планер МАИ-56 предназначался для широкого применения в аэроклубах, обеспечивал возможность обучения спортсменов-планеристов с использованием самолета-буксировщика или же с применением автостарта (авто- и мотолебедок). Планер позволял проводить учебно-тренировочные полеты в потоках обтекания и в обычных восходящих потоках (в простых метеоусловиях).

Для удобства эксплуатации МАИ-56 был оборудован специальной тележкой для транспортировки за автомобилем и хранения вне ангара. МАИ-56 существенно превосходил однотипные учебные планеры "Пионер" производства ЧССР и его отечественную модификацию "Приморец", который впоследствии стал выпускаться серийно. (У чехословацкого планера максимальное аэродинамическое качество составляло 17,5, у МАИ-56 благодаря отсутствию подкосов и более чистым аэродинамическим формам - 21).

Летные испытания планера проходили 5 - 12 сентября 1958 г. Заводские испытания проводились на аэродроме Егорьевского аэроклуба ДОСААФ. Ведущий летчик-испытатель А. И. Пьецух.

Летчики облета и планеристы аэроклуба дали высокую оценку МАИ-56 и рекомендовали его к серийной постройке. Отчет об испытаниях был утвержден заведующим кафедрой генеральным конструктором А. С. Яковлевым.

Помимо буксировки планера самолетом Як-12, за время испытаний было совершено четыре полета с использованием для взлета мотолебедки и шесть полетов с использованием автолебедки.

Планер МАИ-56 прошел испытания успешно. Техника пилотирования его была проста и доступна для спортсменов-планеристов всех разрядов.

Многие студенты защитили дипломные проекты по темам, связанным с проектированием планера МАИ-56. Консультировали студентов по курсовым и дипломным проектам преподаватели Е. С. Войт, И. В. Качанова и А. А. Лебединский. 

Смотрите также

Новый этап развития
Он связан с именем выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева. В 1925 году им был создан первый в истории авиации тяжелый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ – 1. С поступлением ...

Межконтинентальная баллистическая ракета РСМ-54 (Р-29РМ) 3М37, SS-N-23 "Skiff"
Количество ступеней, шт 3 Максимальная дальность стрельбы ракеты, км 8300 Максимальная стартовая масса, т 40,3 Масса головной части, т 2,8 Длина ракеты, м 14,8 Максимальный диаметр корпуса, м 1,9 Т ...

О компании "Туполев"
22 октября 2007 года мировая авиационная общественность отметила славный юбилей – 85-летие старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро, созданного и долгие годы возглавлявшег ...