PZL SZD 8 JASKOLKA Спортивный планер

PZL SZD 8 JASKOLKA Спортивный планерПервый экземпляр планера SZD-8 Jaskolka (Ласточка) был спроектирован и построен в 1951 году Т.Костия, облетан 21.09.1951. После некоторых улучшений его начали строить на планерном заводе в г.Бельске серийно. Начиная с 1952 года планер выпускался под названием SZD-8-бис "Яскулка".

Планер хорошо оборудован, снабжен всеми необходимыми приборами для слепого полета, а так же кислородной аппаратурой. На момент появления планера он являлся одним из лучших рекордных планеров.

На планерах этого типа было установлено множество рекордов: четыре польских национальных рекорда ( в том числе в 1957 году с высотой полета 5820м), один английский, один болгарский и семнадцать мировых рекордов, в их числе рекорды скорости по треугольнику на 100 км - 97,4 км/час (1954 год) и по треугольнику на 200 км - 63,304 км/час (1955 год), полет до цели и обратно - 533 км.

Крыло имеет два близко расположенных друг к другу лонжерона, образующих кессон, воспринимающий все нагрузки, действующие на крыло. В работу кессона включен так же фанерный носок крыла, подкрепленный нервюрами и соединенный с передним лонжероном кессона. Угол заклинения крыла 3,5╟, поперечное V равно 4╟. Вдоль всей задней кромки крыла расположены: во внешней части - разрезные элероны, во внутренней - разрезные закрылки щелевого типа. Элероны и закрылки обшиты полотном. Перед закрылками, на задней трети хорды крыла, размещены воздушные тормозные щитки пластинчатого типа.

Оперение состоит из киля и стабилизатора, обшитых фанерой, и рулей, обшитых полотном. Горизонтальное оперение имеет небольшое поперечное V, складывается вверх при отсоединении одного болта, чем облегчается транспортировка планера. Профиль NACA-0012/0008.

Фюзеляж овального сечения, с работающей фанерной обшивкой. Фонарь кабины летчика сдвигается назад, имеет малое лобовое сопротивление и обеспечивает хороший обзор. Фонарь остеклен давленым плексигласом. В носовой части фюзеляжа установлен буксировочный замок. Кабина летчика оборудована навигационными приборами, обеспечивающими выполнение слепого полета, и аэронавигационными огнями, а так же снабжена кислородным оборудованием. На приборной доске расположены следующие приборы: компас, указатель скорости, вариометр, указатель поворотов, высотомер, манометр кислорода и указатель расхода кислорода. Наклон спинки можно менять. За спиной летчика расположен багажник.

Шасси одноколесное, подтягивающееся к фюзеляжу. Колесо размером 300х100 мм расположено впереди центра тяжести. В носовой части фюзеляжа установлена предохранительная лыжа, в хвостовой части - жесткая пята.

В 1956 году был построен опытный модифицированный планер SZD-14X "Яскулка-М", отличающийся от "SZD-8-бис" главным образом наличием V-образного оперения.

В 1956 году планер был еще раз видоизменен - SZD-17Х "Яскулка-L".

В этом же году М.Горзелак завоевывает на Чемпионате Мира в Сент Яне (Франция) третье место в классе одноместных планеров. На планерах "Яскулка-бис" и "Яскулка-L" польские планеристы принимали участие в международном чемпионате 1958 года в Польше.

Всего было изготовлено 135 "Яскулок" различных модификаций. SZD-8 и SZD-8-1 по одному экземпляру SZD-8bis "Яскулка бис" и "Яскулка W" - 60 шт., SZD-8bis "Яскулка Z" - 28 шт., SZD-8bis "Яскулка O" - 5 шт., SZD-8ter "Яскулка Z" - 10 шт., SZD-8ter "Яскулка ZO" - 30 шт. 

Смотрите также

FMA IAe.25 MANQUE Десантный планер
Первым многоместным военным планером построенным в Аргентине стал IAe.25 Manque, разработанный фирмой Fabrica Militar de Aviones (FMA). IAe.25 был полностью деревянным, свободнонесущим высокопланом. Э ...

Пролог. Он же эпилог
Надевать летный комбинезон и летные ботинки очень удобно. Молния спереди, молния на плече, молния на голенище сапог. Много карманов, как на модных куртках. Но карманы не декоративные. Здесь все фу ...

Предполётная подготовка
Перед каждым стартом мы рекомендуем проводить следующую проверку: - стропы, свободные концы и подвесная система надежно и правильно соединены между собой (все коннекторы закручены, карабины замуфтова ...