PZL SZD 9 BOCIAN Спортивный планер

PZL SZD 9 BOCIAN Спортивный планерПервый планер был построен по проекту Василевского, Затвордницкого и Сандауэра в 1951 году. Облет первого прототипа состоялся 10.03.1952 г., второй прототип был облетан 16.06.1952.

Первый серийный экземпляр был облетан 13.03.1953, эта версия называлась SZD-9bis "Bocian-1A" или попросту "Bocian A". В 1954 г. облетывается SZD-9bis "Bocian-1B".

Сиденья летчиков находятся в кабине одно за другим: кресло переднего летчика сильно откинуто назад, а заднего помещено несколько выше, благодаря чему он хорошо видит переднюю приборную доску. Так крыло применено с обратной стреловидностью, задний летчик находится в центре тяжести, поэтому при полете с одним летчиком в передней кабине планера не требуется дополнительного балласта.

В результате дальнейшего развития серийного планера в том же 1954 году появляется версия планера SZD-9bis "Bocian-1C" (SZD-9-бис "Боцян-1с"). Он оборудован необходимыми приборами для выполнения слепых полетов и снабжен кислородной аппаратурой. На нем в 1957 году был установлен польский национальный рекорд высоты, равный 5020 м, а так же рекорды скорости по треугольнику на 200 км - 66 км/час и треугольнику на 300 км - 50,3 км/час. Этот планер был представлен на международный чемпионат ФАИ 1958 года в Лежно.

В этой версии плане выпускался до 1958 года, когда появилась версия SZD-9bis "Bocian-1D". Всего было выпущено 615 "Боцянов" различных версий.

Конструкция планера в основном деревянная.

Крыло с небольшой стреловидностью вперед. Консоли имеют по одному основному коробчатому лонжерону, стенки которых выполнены из фанеры и одному заднему лонжерону. Нервюры разрезные, ферменного типа. Все крыло обшито фанерой. Элероны изготовлены разрезными, щелевого типа, обшиты полотном. Воздушные тормоза пластинчатого типа, убирающиеся в специальные колодцы сзади основного лонжерона. Консоли крепятся к центроплану по основному лонжерону при помощи двух вертикальных стяжных болтов, а по заднему лонжерону - при помощи четырех горизонтальных болтов.

Оперение состоит из неразрезного стабилизатора и киля, конструкция которых однолонжеронная, обшиты они фанерой, рули - полотном.

Фюзеляж имеет работающую фанерную обшивку. Главный лонжерон центроплана представляет собой металлическую ферму, к которой крепятся консоли крыла. Кабина экипажа закрыта большим фонарем из плексигласа, обеспечивающим обоим летчикам хороший обзор. Все приборы в кабине экипажа размещены на доске переднего летчика. Экипаж снабжен парашютами спинного типа. В носовой части фюзеляжа находится буксировочный замок.

Шасси имеет одну большую переднюю лыжу, одно колесо и хвостовую опорную пяту.

Одной из модификаций серийного планера является планер SZD-9 bis "Bocian Z" (SZD-9-бис "Боцян-Z"), построенный специально для участия в международных планерных состязаниях 1956 года.

Планер был облетан 27.04.1956г.

Планер отличается от серийного следующим. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на планере установлены металлические щитки типа "крокодил" с хордой равной, 30% хорды крыла. Эти щитки при открытом положении не имеют щели, которая закрывается при помощи эластичной ленты, одной стороной приклеенной к щитку, а другой - прикрепленной к крылу при помощи винтов. Управление щитками осуществляется при помощи рычагов, расположенных около рычагов управления воздушными тормозами. Щитки могут фиксироваться в открытом положении на углах 10, 20, 30 и 40╟. На концах крыла находятся каплеобразные обтекатели, в которых размещены антенны радиостанции (сама радиостанция расположена в фюзеляже). На планере предусмотрено кислородное оборудование.

На планере установлены кислородные баки для водяного балласта емкостью около 110 л, что позволяет менять нагрузку от 24,2 до 33,5 кг/см.кв. Жесткие баки для водяного балласта расположены в носовой части крыла около фюзеляжа. Вся вода из этих баков может быть слита за время от 1 минуты до 40 секунд.

На руле высоты установлен триммер. Колесо шасси выполнено убирающимся в фюзеляж.

Один из планеров "Боцян" был переоборудован в мотопланер "Боцян-Пульс" путем установки четырех пульсирующих реактивных двигателей. 

Смотрите также

Gotha GO.242 Тяжелый десантный и транспортный планер
После окончания Первой мировой войны побеждённая Германия согласно Версальскому договору не могла иметь военную авиацию. Немецкие конструкторы вынуждены были все свое умение направить на создание граж ...

Cовременный тепловой аэростат
Аэростат — современный тепловой аэростат (США, 1980-е гг.) К началу 1981 года, в США было построено около 2500 спортивных тепловых СА, в других странах — около 500.  ...

Lombarda, Ambrosini AL-12P Транспортно-десантный планер
Быстрое завершение работ по планерам ТМ.2 и ТМ.3 нисколько не смутило инженера Э.Прети (к тому времени уже работающего на фирме Aeronautica Lombarda S.A). Примерно за год до катастрофы ТМ.2 на испытан ...