Slingsby T.20 Учебно-тренировочный планер

Slingsby T.20 Учебно-тренировочный планерНавряд ли на фирме Slingsby Sailplanes полагали, что ее ничем не примечательный планер T. 20 войдет в историю авиации как единственный палубный безмоторный летательный аппарат. Именно палубный, а не корабельный, ибо T. 20 действовал с борта авианосца.

Вообще-то T. 20 являлся обычным двухместным планером, предназначенным для начального обучения, и был построен в 1944 году, когда "Слингсби" была занята в основном производством и ремонтом тренировочных самолетов.

Конструкция T. 20 не отличалась особыми изысками. Ф.Слингсби выбрал для него схему подкосного высокоплана. Крыло было в целом сходно с таковым серийного планера T. 8 Tutor, с удлинением 10:1, но значительно увеличено, его носок был покрыт фанерой, остальная обшивка - полотняная. Хвостовое оперение также здорово смахивало на таковое T. 8 . В коробчатом фанерном фюзеляже располагались кабины ученика и инструктора, причем если ученик был "открыт всем ветрам", то инструктор располагался непосредственно под крылом, от дождя подальше. Шасси представляло собой посадочную лыжу и колесо за ней, расположенное слегка позади центра тяжести.

Военные провели испытания T. 20, но Командование летной подготовки, которое имело решающий голос в вопросе серийного производства, от планера отказалось, и он застрял в заводском ангаре в Кирбимурсайд.

Судьба T. 20 круто изменилась, когда в мае 1945 года его облетал Дж.Спроул, в прошлом конструктор планеров, а ныне - офицер Королевских ВМС.

Задачей Спроула было найти планер, подходивший для особого рода задачи. Как известно, гладкость палубы большинства авианосцев нарушают всякие выросты, типа "острова" с трубой, мачтами, антеннами и прочим. Само собой, эти неровности создают турбулентные вихри, отнюдь не способствующие благополучной посадке самолетов. Эти-то завихрения и предстояло изучить. Продувки моделей кораблей не дали результатов, и решено было производить измерения "в поле". Но как?

Идей была масса, от дымовых шашек до привязного аэростата, но наиболее подходящим для предстоящей работы был признан планер (сейчас, скорее всего, остановились бы на вертолете, но тогда с ними было туго). Он должен был зависать за кормой корабля и регистрировать все изменения в течении воздушных потоков.

При полетах с палубы, где тягачом был сам авианосец (в экстренном случае использовалась лебедка), и на особый разгон надеяться не приходилось, особое внимание уделялось уменьшению скорости сваливания, для чего планер оснастили большими щитками. В задней кабине разместилась контрольно-записывающая аппаратура.

Первые полеты с палубы состоялись в конце мая 1945 года (авианосец Pretoria Castle), и с перерывами продолжались до 1949-го, когда буксирный трос в результате ошибки пилота зацепился за радиомачту и T. 20 ударился о борт. Никто не убился, а поврежденный планер, оставшийся на плаву, но уже не представлявший в глазах военных особой ценности, был уничтожен таранным ударом сопровождающего эсминца, чтоб не мешал судоходству. 

Смотрите также

Бреющие полеты
Первая ступень — бреющие полеты. Это полеты над ровной местностью, как правило, не выше 5 м. Эта ступень, пожалуй, самая важная во всем процессе обучения, ибо именно здесь закладываются основы х ...

Кресла пилотов и ремени безопасности
Кресла пилотов анатомического типа, они предназначены для размещения пи­лотов, снижения их утомляемости и повышения пассивной безопасности при авариях. Они состоят из стеклопластиковой оболочки, ...

Кузаков МАК-15 Тренировочный планер
М. А. Кузаков - изобретатель, авиаконструктор и пилот-профессионал, автор ряда планеров оригинальной компоновочной схемы. Кузаков считал фюзеляж пассивным элементом конструкции. Для планера МАК-15 бы ...