WESSEX Противолодочный и транспортный вертолет

1956-м они приобрели лицензию на S-58, оснастили для эксперимента первый экземпляр газотурбинным двигателем и пришли к выводу о целесообразности дальнейшего производства вертолета. В 1958-м поднялся в воздух первый S-58, целиком построенный на фирме "Уэстленд". Он получил название Wessex и комплектовался английским газотурбинным двигателем "Непир" "Газель" Ga13.Mk.161 взлетной мощностью 1450 л.с.

За ним последовала серия из 12 аналогичных предсерийных машин. В серию вертолет пошел в 1960-м под обозначением "Уэссекс" HAS Mk.1. Он стал основным противолодочным вертолетом Королевского флота и, за исключением двигателя и автопилота, почти не отличался от американского HSS-1N (SH-34J). "Уэстленд" построила 130 "Уэссексов" HAS Mk.1.

Опыт их эксплуатации привел английских конструкторов к разработке в 1967-м модернизированной модификации "Уэссекс" HAS Mk.3, отличавшейся, в первую очередь, более мощным двигателем "Непир" "Газель" NGa22 Mk.165 мощностью 1600 л.с. и установленным на фюзеляже радиолокатором. Радиолокатор сделал S-58 по-настоящему автономным противолодочным вертолетом. Он теперь мог действовать независимо от кораблей обеспечения.
На ударных вариантах HAS Mk.3 вместо торпед и глубинных бомб могли устанавливаться на боковых кронштейнах управляемые (до двух) ракеты AS-123 или четыре SS-11, блоки НАР и пулеметы. "Уэстленд" построила четыре HAS Mk.3 и 43 переделала из HAS Mk.1. Еще 27 аналогичных вертолетов фирма выпустила для австралийского флота под обозначением "Уэссекс" Mk.31. "Уэссекс" HAS Mk.3 участвовали в боевых действиях на Фолклендах в 1982-м, где один из них уничтожил аргентинскую подводную лодку "Санта Фе".

В 1962-м один эскадрон авиации Королевского флота, укомплектованный "Уэссексами" HAS Mk.1, срочно перебросили на остров Борнео, где успешно использовался для патрулирования границ с Индонезией. Вместо противолодочного оборудования в грузовых кабинах вертолетов предусмотрели места для 16 десантников.

WESSEX Противолодочный и транспортный вертолетУспешное применение вертолетов стимулировало заказ Королевских ВВС на десантно-транспортную модификацию "Уэссекса" HAS Mk.2. Силовая установка состояла из двух "переразмеренных" газотурбинных двигателей "Бристоль Сиддли" "Гном" Mk.110 и Mk.111 по 1350 л.с. каждый. В обычном режиме двигатель развивал 775 л.с., выходя на полную мощность только в случае отказа другого. Этим обеспечивалась большая живучесть машины в боевых условиях. Они несли тот же комплекс вооружения, что и противолодочный HAS Mk.3, и стали первыми боевыми вертолетами Великобритании.

Поставки HAS Mk.2 в эскадроны ВВС начались в 1964-м. Одновременно почти аналогичная модификация HAS Mk.5 начала поставляться частям командос Королевского ВМФ. Вертолеты принимали участие во всех военных операциях британских вооруженных сил в Малайзии, Йемене, на Кипре, Фолклендах и в других конфликтах. Всего фирма "Уэстленд" построила с 1963-го по 1968-й 71 HAS Mk.2 и 100 HAS Mk.5. Кроме того, 12 вертолетов (Mk.12) поставили ВВС Ирака, три - Ганы (Mk.53) и один - Брунею (Mk.54).

Успешная эксплуатация "Уэссексов" в вооруженных силах стимулировала интерес к ним головной британской авиакомпании "Бристоу Хеликоптерз", уже имевшей большой парк машин Сикорского. Компания заказала пассажирскую модификацию Mk.60. С 1965-го по 1970-й "Уэстленд" поставила компании 15 таких "Уэссексов". Они перевозили от 10 до 16 человек. В 1969-м еще два HAS Mk.2 построили для обслуживания английской королевской семьи. Они не имели вооружения и отличались изысканным убранством кабины, а также дополнительным навигационным оборудованием.

Модификации вертолета:
Wessex HAS.Mk 1 - вариант для противолодочных операций с двигателем Нэйпиер Газель Mk 161 и РЛС APN-97A.
Wessex HС.Mk 2 - усовершенствованный вариант Wessex HAS.Mk 1, имел два спаренных турбовальных двигателя Bristol Siddeley Gnome Mk 110/Mk 111 мощностью 1007 кВт (1350 л.с.), использовался как транспортный (16 человек) или санитарный (8 носилок) вертолет.
Wessex HAS.Mk 3 - усовершенствованный вариант для противолодочных операций; имел двигатель Нэйпиер Газель Mk 165 мощностью 1193 кВт (1600 л.с.) и полностью автоматизированную систему управления полетом.
Wessex HСС.Mk 4 - два вертолета, идентичных варианту Wessex HС.Mk 2, но оборудованных специально для перевозки особо важных лиц (VIP).
Wessex HU.Mk 5 - десантный вертолет для морской пехоты; аналогичен варианту Wessex HС.Mk 2.
Wessex HAS.Mk 31 - построено 27 аппаратов для ВМС Австралии; аналогичен варианту Wessex HAS.Mk1, но с двигателем Нэйпер Газель Mk 162 мощностью 1174 кВт (1575 л.с.), задросселированной до 1148 кВт (1540 л.с.); поставки с августа 1962г.; позднее, с усовершенствованными системами для противолодочных операций, вертолеты были переименованы в Wessex HAS.Mk 31В.
Wessex Mk 52 - 12 вертолетов, аналогичных варианту Wessex HС.Mk2, для ВВС Ирака.
Wessex Mk 53 - 3 вертолета, аналогичных варианту Wessex HС.Mk2, для ВВС Ганы.
Wessex Mk 54 - один вертолет, аналогичный варианту Wessex HС.Mk2, для Брунея.
Wessex Mk 60 - гражданский вариант, вмещавший от 10 до 16 пассажиров в зависимости от назначения или 15 эвакуированных в спасательных операциях, или восемь носилок. 

Смотрите также

Общие характеристики станции
Вес МКС после завершения ее строительства, по планам, составит более 400 тонн. По габаритам станция примерно соответствует футбольному полю. На звездном небе ее можно наблюдать невооруженным глазом - ...

Баллистическая ракета РС-12М "Тополь" 15Ж58 РТ-2ПМ SS-25 "Sickle"
Дальность стрельбы, км 10000 Количество ступеней 3 Стартовая масса, т 46 Длина, м 18,5 Диаметр корпуса, м 1,8 Головная часть моноблочная отделяемая Вес головной части,кг 1000 Мощность ядерного ...

Баллистическая ракета подводных лодок Р-39
За разработку твердотопливной ракеты в КБМ В.П. Макеева взялись в 1971 году. Ее отработка началась с бросковых испытании полномасштабных макетов. При этом отрабатывались элементы пусковой установки, с ...