Многоцелевой вертолет Bell 206 Ranger

Многоцелевой вертолет Bell 206 RangerВ 1961 г. фирма Bell начала разработку легкого разведывательного и связного вертолета второго поколения по конкурсной программе армии США LOH (Liaison and Observation Helicopter). Вертолеты LOH предназначались для замены легких разведывательных и связных вертолетов первого поколения Bell ОН-13 и Hiller ОН-23, снабженных одним ПД и имеющих экипаж из двух человек (летчика и наблюдателя) и крейсерскую скорость, ограниченную до 115 км/ч из-за малой мощности двигателя и плохих аэродинамических форм. Требованиями армии к вертолетам LOH предусматривалась максимальная полезная нагрузка 180 кг, крейсерская скорость 200 км/ч и максимальная продолжительность полета 3 ч. Вертолет LOH должен быть снабжен одним ГТД, экипаж должен также состоять из летчика и наблюдателя, но в кабине должны быть предусмотрены места еще для двух солдат.

Предполагалась закупка в течение 6 лет 3000-3500 вертолетов LOH. В конкурсе по программе LOH участвовали 12 фирм, представивших 18 проектов, из которых в 1961 г. были одобрены три проекта фирм Bell, Hiller и Hughes, получивших контракты на постройку каждой из фирм по пяти опытных вертолетов и проведение 6000-часовых оценочных испытаний. Опытный вертолет ОН-4 с двухлопастными несущим и рулевым винтами, одним ГТД и лыжным шасси был представлен в 1963 г. на испытания, однако в 1965 г. лучшим был признан проект вертолета Hughes OH-6A, отличавшийся высокой весовой отдачей и меньшими размерами.

В результате фирма Hughes получила контракт на производство 1434 вертолетов, поставленных в 1966-1970 гг. Однако фирма Bell не сдалась, она построила новый опытный экземпляр, который обозначила как Model 206A Jet Ranger. Он впервые поднялся в воздух 10 января 1966г. и в этом же году был запущен в серийное производство для гражданских потребителей, став базовым для большого числа военных и гражданских модификаций. Вскоре оказалось, что вертолеты фирмы Hughes оказались недостаточно пригодными для эксплуатации в армейских подразделениях, поэтому армия была вынуждена организовать вновь конкурс вертолетов Bell OH-4 и Hiller ОН-5, из которых теперь лучшим был признан вертолет OH-4.

Фирма Bell получила в 1968г. контракт на серийное производство 2200 вертолетов под обозначением ОН-58А Kiowa, отличавшегося от Jet Ranger большим диаметром несущего винта, мелкими изменениями во внутренней компоновке и установкой военного электронного оборудования. Всего, включая гражданские модификации, фирмой Bell было построено более 8000 вертолетов Bell 206.

Модификации вертолета
Bell 206А Jet Ranger I – легкий административный вертолет с одним ГТД Allison 250-C18 взлетной мощностью 236 кВт. Первый опытный вертолет начал проходить летные испытания в январе 1966 г, серийно производился с конца 1966г. в США, где было построено 685 вертолетов, и с 1967 г. по лицензии в Италии фирмой Agusta.

Bell 206В-1 Jet Ranger II – легкий административный вертолет, развитие вертолета Bell 206А с ГТД Allison 25С-С20, взлетной мощностью 296 кВт. Построено в США с 1972 г. 1535 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой Agusta, построившей 812 вертолетов АВ206А и АВ206В-1.

ОН-58А Kiowa – легкий разведывательный и связной вертолет с ГТД Allison Т63А-700 мощностью 236 кВт, для армии США, которой было поставлено 2288 вертолетов в 1968-1973 гг.

ТН-57А Sea Ranger – тренировочный вертолет для первоначального обучения для флота США, модификация ОН-58А с двойным управлением и дополнительным оборудованием; поставлено 173 вертолета в 1967-1981 гг.
СН-136 Kiowa – легкий разведывательный и связной вертолет для канадских вооруженных сил, модификация ОН-58А; поставлено 74 вертолета.

ОН-58B Kiowa – модификация ОН-58А для Австрии; поставлено 12 вертолетов в 1976 г.
OH-58C Kiowa – модификация с ГТД Allison 250-C20B с увеличенной мощностью до 313 кВт и усовершенствованным оборудованием.

Bell 206В Jet Ranger III – развитие вертолета Jet Ranger II с теми же размерами несущего винта и фюзеляжа, но с ГТД Allison 250-C20B мощностью 313 кВт. Серийно производился с 1977 г. в США, где было построено 1615 вертолетов, по лицензии в Италии, где было построено 300 вертолетов, и в Канаде, где было построено 275 вертолетов.

ТН-57В Sea Ranger – тренировочный вертолет доя первоначального обучения с усовершенствованным оборудованием, является вариантом вертолета Bell 206B Jet Ranger III; флотом США заказан 51 вертолет, поставки завершены в 1985 г. Дополнительно флотом заказано 89 вертолетов ТН-57С, снабженных оборудованием для полетов ночью.

Bell 206L Long Ranger – развитие вертолета Jet Ranger II с удлиненным фюзеляжем, увеличенным диаметром несущего винта до 11.28 м и ГТД Allison 250-С20В мощностью 313кВт. Совершил первый полет 11 сентября 1974 г, серийно производился с 1975 г. в США и по лицензии в Италии. В последующем с 1981 г. производились модификации 206L Long Ranger II, III, и IV с ГТД Allison 250-С30 с увеличенной взлетной мощностью до 485 кВт, максимальной взлетной массой 1882 кг и улучшенными летными характеристиками. С 1986 г. серийное производство вертолетов Long Ranger переведено в Канаду, где было построено более 600 вертолетов.

Bell 400 Twin Ranger – развитие вертолета Bell 206L с двумя ГТД Allison 250-C20 взлетной мощностью по 310 кВт, и максимальной взлетной массой 2495 кг. Отличается увеличенной по размерам кабиной, в которой могут разместиться летчик и шесть пассажиров, и улучшенными аэродинамическими обводами фюзеляжа. Снабжен четырехлопастным несущим винтом с эластомерными шарнирами и двухлопастным рулевым винтом с кольцевым ограждением. Совершил первый полет в 1984 г, разрабатывался отделением фирмы Bell в Канаде. Построено 4 опытных вертолета. Разрабатывались также боевой вариант вертолета Bell 400 Combat Twin с вооружением и модификация Bell 440, конструкция которого выполнена в основном из композиционных материалов.

Bell 206LT Twin Ranger – развитие вертолета Bell 206L с двухлопастным несущим винтом и двумя ГТД Allison 250-C20B взлетной мощностью по 330кВт. Совершил первый полет в 1991 г. Производится серийно в США.
Bell 406 Kiowa Warrior – ударный вариант ОН-58.

TH-67 Creek – учебно-тренировочный вертолет для армии США.
HKP.6 – шведский противолодочный вертолет на базе Bell 206L.

Основные тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение – 1967
Диаметр главного винта – 10,16 м
Диаметр хвостового винта – 1,65 м
Длина – 9,50 м
Высота – 2,91 м
Масса, кг
– пустого – 840
– максимальная взлетная – 1520
Внутренние топливо – 344 л
Тип двигателя – 1 ГТД Allison 250-C20J
Мощность – 320 л.с.
Максимальная скорость – 225 км/ч
Крейсерская скорость – 216 км/ч
Практическая дальность – 748 км
Дальность действия – 608 км
Скороподъемность – 384 м/мин
Практический потолок – 4115 м
Статический потолок – 3900 м
Экипаж – 1-2 чел
Полезная нагрузка: 3 пассажира или 2 носилок или сидячих раненных и один сопровождающий или 680 кг груза. 

Смотрите также

Привязной аэростат конструкции А. Парзеваля
Аэростат — привязной аэростат конструкции А. Парзеваля (Германия, 1893) В 1893 году, в Германии капитан А. Парзеваль разработал более совершенную конструкцию ЛА т. н. змейкового типа с удлинённ ...

Антонов А-1 Учебный планер
Планер А-1 (У-с4, т.е. "учебный, серии 4) являлся распространенным учебным планером. Помимо первоначального обучения, планер использовался для парения над склонами в потоках обтекания. Прототипом ...

Применение дельтапланов
Тысячи людей во всем мире увлекаются микросамолетами как самым демократичным видом авиационного спорта. Специалисты различных отраслей экономики ищут ему все новые и новые сферы применения. Однако без ...