Первые летательные аппараты
Книги / Первые летательные аппараты

Мысль о полете занимала человека с давних пор, но первые документированные разработки аппаратов относятся к 1780 году. Тогда французский естествоиспытатель поднял в воздух машину легче воздуха — баллоны, заполненные газом. Машину тяжелее воздуха удалось поднять ввысь лишь братьям Райт, хотя еще да Винчи теоретически разработал функциональный летательный аппарат. Между тем существует масса легенд и артефактов, свидетельствующих о том, что летательные аппараты появились много раньше — так давно, что человечество успело утратить секреты древних мастеров, забыть о грандиозных достижениях и изобрести новые машины.

Широко известна легенда о британском короле Бладуде, который с детства мечтал о полетах. Он сделал крылья, действующие по принципу птичьих, то есть при помощи маховых движений. Материалом для них послужили прутья, ремни и перья. Использование птичьих перьев должно было помогать полету за счет воздуха, содержащегося внутри них.

В прекрасный солнечный день Бладуд решил испробовать свое изобретение. Поднявшись на высокую дворцовую башню, он спрыгнул вниз и замахал крыльями. Однако земное притяжение оказалось сильнее, и король рухнул на землю.

Первыми летательными аппаратами для человека служили воздушные шары, планеры и дирижабли. В XX веке развитие летательных аппаратов с двигателями происходило с феноменальной быстротой. Во время первого полета в 1903 году самолет Орвилла Райта преодолел расстояние, не превышающее размах крыльев «Боинг 747 Джамбо Джет», первый полет которого состоялся в 1969 году. Соблазн считать, будто бы история полетов началась с братьев Райт (США), велик, но в действительности человек впервые поднялся в воздух за столетие до того, как Орвилл и Уилбер Райт переключили внимание с велосипедов на аэропланы.

Первые летательные приспособления представляли собой некий придаток естественных человеческих органов. Технический прогресс в период Средневековья позволил приступить к разработке проектов более сложных аппаратов для полетов.

В 1783 году, ровно за 120 лет до знаменитого полета братьев Райт, француз Жан-Франсуа Пилатр де Розье стал первым человеком, поднявшимся в воздух. Для этой цели он воспользовался привязанным воздушным шаром, наполненным горячим воздухом, который сконструировали его соотечественники Жозеф и Этьен Монгольфье. В следующем месяце Розье и маркиз д'Арланд (Франция) совершили первый свободный полет, опять-таки на шаре-монгольфьере.

Помимо военного назначения, авиацию начали использовать и в мирных целях: для транспортировки пассажиров, грузов и почты. Письма на аэропланах стали перевозить в 1911 г., зачинателем этого дела явилась Англия. Воспользоваться самолетом для транспортировки пассажиров впервые предложил А. Фарман. Однако его попытка организовать авиалинию между французскими городами Бук и Этамп оказалась неудачной. Гораздо успешнее действовала первая в истории регулярная пассажирская авиалиния Санкт-Петербург — Тампа (Флорида, США), просуществовавшая всего один месяц в 1914 г.

В древнекитайских мифах идет речь о легендарной цивилизации Чи-Ки. Ее представители пользовались «воздушными экипажами». В «Летописи ученых» говорится о том, что великий инженер династии Хенг создал бамбуковый аппарат с механизмом внутри, с помощью которого пилот мог пролететь около двух километров. В рукописи алхимика Ко Ху датированной 320 годом, описывается древнее пропеллерное устройство: «Были сделаны летающие корзины, внутренняя часть которых выполнена из дерева, а к вращающимся лопастям прикреплялись кожаные ремни для приведения механизма в движение».

Историк Уильям Дейл сообщил, что древние египтяне поднимались за облака на заполненных горячим воздухом шарах и примитивных планерах. Это была привилегия исключительно членов семьи фараонов. «Многие представители царской фамилии, — говорит Дейл,- умерли с переломанными ногами и множественными травмами, которые можно было получить при падении вместе с летательным аппаратом». На основании этого ученый предполагает, что и Тутанхамон стал жертвой авиакатастрофы! К этому поразительному открытию он пришел после 20 лет изучения истории Древнего Египта. Уильям Дейл убежден, что изображенные на многочисленных фресках странные предметы с крыльями — не что иное, как первые летательные аппараты! Историк собственноручно изготовил дюжину таких устройств (моделей), и оказалось, что «многие из них прекрасно чувствуют себя в воздухе». По мнению ученого, первый воздушный шар египтяне запустили в 3225 году до н. э., а планер — 2000 лет спустя. Воздушные шары и планеры изготовлялись из папируса и имели размах крыльев до 18 метров. Они запускались с крутых утесов или конструкций, подобных пирамидам, и могли покрыть расстояние до 80 километров!

 

 

Смотрите также

Конкуренты не дремлют
Между тем иностранные конкуренты наших дирижаблестроителей проявляют большую активность на новом рынке. Есть опасения, что, если не начать воплощать отечественные проекты дирижаблей «в железо&ra ...

Роль парашюта в освоении космоса
Изначальная важнейшая задача парашюта - спасать летчиков, терпящих аварию. В Советском Союзе первым летчиком, спасшимся при помощи парашюта, был Михаил Михайлович Громов. Это произошло 25 июля 1927 го ...

Вертолёты
Вертолёт— аэродинамический летательный аппарат, обладающий свойством совершать взлёт и посадку по вертикали, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении. Необходимые для полёта подъёмн ...