Особенности международного космического права
Страница 11

Между тем по смыслу Договора по космосу 1967 года кос­мическое пространство и небесные тела являются «вещью, изъ­ятой из оборота», то есть не подлежат присвоению. Они находят­ся в общем пользовании, но не являются «общей собствен­ностью», или «общей вещью». Договор по космосу признает «достоянием всего человечества» исследование и использование космоса (иначе говоря, результаты деятельности по исследова­нию и использованию космоса), но не сам космос.

Ошибочные взгляды по вопросу об интернационализации космоса приводят к нереалистическим выводам о возможности создания международного космического агентства с наднацио­нальными функциями, о возможности предотвращения межгосу­дарственных конфликтов путем передачи управления космичес­кой деятельностью международному органу, к преувеличению значения института международного контроля и к абсолютиза­ции принципа международного сотрудничества, заключающего­ся якобы в обязанности космических держав оказывать помощь некосмическим государствам в деле их вовлечения в космичес­кие программы.

Одним из наиболее активных выразителей этой концепции является аргентинский юрист А. Кокка, который еще в 1967 го­ду высказал мнение, что падающие на землю метеориты при­надлежат всему человечеству и ни одно государство не вправе их присваивать. Концепция «общего наследия человечества» толкуется как обязанность государств, осуществляющих изуче­ние Луны, распределять все получаемые блага между всеми го­сударствами даже при отсутствии между ними специальных соглашений на этот предмет. Более того, вопреки положениям Договора по космосу о свободе научных исследований в космосе и на небесных телах предлагается установить специальный международный режим освоения Луны и ее природных ресур­сов и, по существу, поставить национальную космическую дея­тельность под международный контроль в том смысле, что она могла бы осуществляться только в рамках специально создан­ного международного механизма. Очевидно, что такой путь ос­воения космоса затормозил бы научно-технический прогресс в данной области.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОСМОНАВТОВ И КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Правовой режим космического пространства и небесных тел тесно связан с некоторыми общими принципами космической деятельности государств и должен рассматриваться в связи с этими принципами.

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это— пространство, открытое, или свободное, для исследования и ис­пользования всеми государствами. С появлением первого искус­ственного спутника Земли и началом космической эры в практи­ке международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спут­ник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за преде­лами пространства, на которое распространяется государствен­ный суверенитет.

Свобода космоса для всех государств в настоящем и в бу­дущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космо­са вытекают из двух принципиальных положений общего харак­тера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. I говорится:

«Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на бла­го и в интересах всех стран, независимо от степени их экономи­ческого или научного развития, и являются достоянием всего человечества». Статья IX предусматривает, что государства должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с долж­ным учетом соответствующих интересов всех других госу­дарств—участников Договора».

Приведенные положения отражают заинтересованность в освоении космоса и результатах такого освоения всех стран, независимо от уровня их экономического и научно-технического развития. Хотя эти положения носят общий, декларативный ха­рактер и не влекут за собой прямого обязательства безвозмездно делиться с другими странами результатами исследования и ис­пользования космического пространства, они содержат требова­ние о том, чтобы деятельность государств в космосе не причи­няла вреда другим государствам и служила на пользу всему человечеству. Именно такой политики в исследовании и исполь­зовании космоса придерживается Россия, которая стремится к тому, чтобы проникновение человека в космос со­действовало развитию взаимопонимания и дружественных от­ношений между государствами, и рассматривает свои достиже­ния в космосе как достояние всех народов.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15