Программа безопасности

Каждый начинающий дельтапланерист мечтает о парящем полете. И чем раньше, тем лучше. Но необходимо последовательное освоение каждого шага, ведущего к вершинам мастерства.
В мире существует много различных методик обучения дельтапланеризму, отличия которых определяются местными условиями или личными пристрастиями инструктора. На основе изучения и анализа практики разных стран председателем подкомиссии по обучению и безопасности полетов Международной федерации дельтапланерного спорта Ш. А. Фоссумом разработана «Программа безопасности полетов», которая рассмотрена и согласована ФАИ и рекомендована как международный стандарт по безопасности пилотирования и обучению дельтапланеризму. Разумеется, она будет и дальше совершенствоваться в каждой стране с учетом национальных особенностей. Но уже сейчас в Норвегии, насчитывающей свыше 1200 дельтапланеристов, после внедрения этой программы отмечено резкое сокращение летных происшествий.
Программа Фоссума разбивает обучение дельтапланериста на пять ступеней летного мастерства:
1. Бреющие полеты (когда не следует подниматься на высоту, при падении с которой нельзя уберечься от травмы);
2. Полеты на средней высоте (это высота и пространство без парящих полетов);
3. Полеты над холмами и возвышенностями (ступень, имеющая свои собственные под-ступени: от полетов над холмами с ровной поверхностью и ровным ветром до полетов над отвесными склонами в турбулентных условиях);
4. Парение в термических потоках (полеты повышенной сложности);
5. Полеты по маршрутам.

Весь цикл представляет собой естественную «лестницу», по которой должен подниматься ученик, совершенствуя свое летное мастерство безопасного пилотирования. Помимо этого имеются дополнительные ступени, как-то: выполнение фигур высшего пилотажа, экспериментальные полеты, полеты на моторных аппаратах и т. д. Автор считает, что такие полеты должны выполняться пилотами с профессиональной подготовкой по специально разработанным программам.

Кроме названных могут быть и другие этапы развития летного мастерства пилота, такие как переход на новую подвесную систему, или освоение новой стартовой площадки, или облет нового аппарата.
Всякий раз, когда осваивается новая ступень, статистика отмечает увеличение летных происшествий. При этом, если некоторые летные происшествия являются неизбежными в силу самой природы перво-открытия (как, например, в случае с Лилиенталем), то многих других могло бы и не быть, если бы у пилота была соответствующая подготовка.

Если проанализировать характер летных происшествий, причину которых в отчетах относят к «ошибке пилота», то обнаружится, что происшествия имели место из-за того, что пилот пытался выполнить задачу, к которой не подготовился полностью, или встретился с условиями, оказавшимися для него непривычными, или просто сделал то, что не должен был делать. Сейчас накоплен большой объем знаний, достаточный для того, чтобы избежать большинства этих происшествий. Он получен как содружеством дельтапланеристов, так и заимствован из других областей авиации. 

Смотрите также

Ильюшин ИЛ-32 Десантно-грузовой планер
Десантно-грузовые планеры в нашей стране создавались еще до Великой Отечественной войны. В 1942 г. был создан 20-местный десантный планер КЦ-20 конструкции Д.Н.Колесникова и П.В.Цыбина. В 1944-1945 гг ...

Основные геометрические данные
Длина       3100 мм Ширина       10200 мм Высота       3500 мм Колея шасси       1610 мм База шасси       1700 мм Кл ...

Авария английского дирижабля R-1 "Mayfly"
Авария английского дирижабля R-1 "Mayfly" ("Майская муха") - 24.09.1911 При выводе из эллинга налетевшим шквалом дирижаблю были нанесены серьезные повреждения. ...