Программа безопасности

Каждый начинающий дельтапланерист мечтает о парящем полете. И чем раньше, тем лучше. Но необходимо последовательное освоение каждого шага, ведущего к вершинам мастерства.
В мире существует много различных методик обучения дельтапланеризму, отличия которых определяются местными условиями или личными пристрастиями инструктора. На основе изучения и анализа практики разных стран председателем подкомиссии по обучению и безопасности полетов Международной федерации дельтапланерного спорта Ш. А. Фоссумом разработана «Программа безопасности полетов», которая рассмотрена и согласована ФАИ и рекомендована как международный стандарт по безопасности пилотирования и обучению дельтапланеризму. Разумеется, она будет и дальше совершенствоваться в каждой стране с учетом национальных особенностей. Но уже сейчас в Норвегии, насчитывающей свыше 1200 дельтапланеристов, после внедрения этой программы отмечено резкое сокращение летных происшествий.
Программа Фоссума разбивает обучение дельтапланериста на пять ступеней летного мастерства:
1. Бреющие полеты (когда не следует подниматься на высоту, при падении с которой нельзя уберечься от травмы);
2. Полеты на средней высоте (это высота и пространство без парящих полетов);
3. Полеты над холмами и возвышенностями (ступень, имеющая свои собственные под-ступени: от полетов над холмами с ровной поверхностью и ровным ветром до полетов над отвесными склонами в турбулентных условиях);
4. Парение в термических потоках (полеты повышенной сложности);
5. Полеты по маршрутам.

Весь цикл представляет собой естественную «лестницу», по которой должен подниматься ученик, совершенствуя свое летное мастерство безопасного пилотирования. Помимо этого имеются дополнительные ступени, как-то: выполнение фигур высшего пилотажа, экспериментальные полеты, полеты на моторных аппаратах и т. д. Автор считает, что такие полеты должны выполняться пилотами с профессиональной подготовкой по специально разработанным программам.

Кроме названных могут быть и другие этапы развития летного мастерства пилота, такие как переход на новую подвесную систему, или освоение новой стартовой площадки, или облет нового аппарата.
Всякий раз, когда осваивается новая ступень, статистика отмечает увеличение летных происшествий. При этом, если некоторые летные происшествия являются неизбежными в силу самой природы перво-открытия (как, например, в случае с Лилиенталем), то многих других могло бы и не быть, если бы у пилота была соответствующая подготовка.

Если проанализировать характер летных происшествий, причину которых в отчетах относят к «ошибке пилота», то обнаружится, что происшествия имели место из-за того, что пилот пытался выполнить задачу, к которой не подготовился полностью, или встретился с условиями, оказавшимися для него непривычными, или просто сделал то, что не должен был делать. Сейчас накоплен большой объем знаний, достаточный для того, чтобы избежать большинства этих происшествий. Он получен как содружеством дельтапланеристов, так и заимствован из других областей авиации. 

Смотрите также

В годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувал ...

Послесловие
Итак, 43 года в летчиках, из них 33 в летчиках-испытателях. Случай нечастый. Как прошли эти 43 года жизни? Прошли они в полетах, в подготовке к полетам, в обеспечении подготовки к полетам. Весь у ...

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» (РСМ-56)
Число ступеней, шт 3 Длина ракеты без головной части, м 11,5 Максимальный диаметр, м 2 Вес ракеты, м 36,8 Длина ракеты в пусковом контейнере, м 12,1 Диаметр пускового контейнера, м 2,1 Длина первой ст ...