СР Михайловград БИСЕР Спортивный планер

СР Михайловград БИСЕР Спортивный планерОсновным переходным планером от двухместных учебных планеров "Пионер", "Ястреб" и "Жерав" долгие годы был УР-1 Grunau Beby 2А"). Но производство этого планера свернуто еще в пятидесятых годах. Поэтому в 1963 году Общественному конструкторскому бюро поручено разработать нового одноместного учебно тренировочного планера. Над проектом работают инженеры Димитр Панчовски, Андрей Влайчев, Кирил Варсамов и Димитр Канев. Активно включаются в работу, особенно во время испытательных полетов доцент инж. Борис Стоянов и доцент инж. Любен Панов.

Прототип завершен в 1964 году. Испытания проводятся в августе. В ходе испытаний устанавливается, что планер, названный "Бисер" (в переводе "жемчуг"), обладает отличными качествами. Его кабина удобна и с отличным обзором. Воздушные тормоза весьма эффективны и позволяют сделать точный расчет при посадке на площадки вне аэродромов.

В 1965 году в мастерской ДОСО в гор. Михайловград приступают к серийному производству планера "Бисер". Изготавливаются 34 планера, которые заменяют УР-1.

Планер "Бисер" имеет деревянную конструкцию. Верхнеплан с подкосным прямоугольным крылом и Т-образными хвостовыми плоскостями. Система посадки состоит из лыжи, колеса и хвостового костыля. Приборы в кабине позволяют совершать полеты в сложных метеорологических условиях. Планер испытывается и в фигурном пилотаже.

В 1966 году конструкторское бюро проектирует планер "Бисер-ламинар". Построен прототип этого планера. Его фюзеляж как у "Бисер-стандарт", крыло - с ламинарным профилем, кроме того имеет закрылки. Это - последний планер, построенный в мастерской ДОСО. Он передан в эксплуатацию Центральному аэроклубу-Божуриште. В конце 1969 года замирает всякая деятельность, связанная с производством планеров. Как сказал известный болгарский планерист, заслуженный мастер спорта, награжденный золотым значком "С" с алмазами, Иван Карапанчев, который лично испытал большинство серийных и прототипных планеров:

"...От традиции в самостоятельной конструкторской и самолетостроительной деятельности, ведущей свое начало с 1926 года, осталось лишь история, воспоминания и мучительная боль!"

В 1972 году на базе планера "Бисер" был создан мотопланер "Мото-Бисер". На нем установлен двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения лекгового автомобиля "Трабант" на стойках над крылом. Винт - тянущий. Государственная воздухоплавательная инспекция отказываеться дать разрешение на летные испытания. Но 17.09,1972 г. без нужного разрешения, осуществляется первый полет. В кабине, рискуя свои летные права, известный планерист Ангел Миланов. Планер взлетает на расстояние 80 метров, вертикальная скорость подъема - 2 м/сек., максимальная скорость - 100 км/час, а крейсерская - 70 км/ч. Во время испытаний останавливался, и успешно запускался двигатель мотопланера.

После того инспектора проверяют досконально все документы, вся конструкция и в конце концов разрешение получено.

Мотопланер имел бы большое значение для планерного спорта. Он значительно удешевляет обучение, но остается лишь в виде прототипа. Но уже в Болгарии нет авиационной промышленности, и негде произвести несколько десятков столь необходимого планера. В более новые времена ведутся активные работы по сооружению дельтапланеров и мотодельтапланеров. Их строят любительские клубы, развернуто уже и серийное производство. Но истинной конструкторской и производственной деятельности по созданию болгарских планеров для обучения и высоких спортивных достижений уже 4 десятилетий в Болгарии не существует. 

Смотрите также

Привязной аэростат типа «Како»
Аэростат — привязной аэростат типа «Како» (Франция, 1915) К началу 1-й мировой войны в армиях всех воюющих стран были созданы воинские подразделения, имевшие на вооружении ПА констр ...

Оперативно тактический ракетный комплекс "Луна-М" 9К52
Диаметр ракеты,мм 540 Длина ракеты, мм 9100 Масса ракеты, т 2,3-2,5 Масса БЧ, кг 200-450 Масса БЧ (химическая), кг 36 Дальность стрельбы максимальная, км 70 КВО,м 500-700 Масса ПУ 2П113 в ...

Гремяцкий ДИСКОПЛАН Экспериментальный планер
Уже на первом курсе института Анатолий Гремяцкий стал совмещать учебу с проектно-конструкторской работой. Сначала он занимался конструированием лабораторных стендов и воздушных винтов, моторов и лодок ...