ВСР Мусачево КОМЕТА Спортивный планер

ВСР Мусачево КОМЕТА Спортивный планерВ 1957 году ЦК ДОСО объявляет конкурс по разработке проекта одноместного планера для высоких спортивных достижений Среди представленных проектов наивысшую оценку получает проект инж. Л. Панова и инж. Д. Панчовского. Планер представлен в двух вариантах - с крылом классического профиля и с крылом ламинарного профиля.

Вариант с классическим профилем имеет размах 15,50 м и V-образные хвостовые плоскости. Выбор такой схемы хвоста обусловлен тем, чтобы избежать спиральной неустойчивости, характерной для планеров с горизонтальными и вертикальными хвостовыми плоскостями. Расчетное качество самолета - 30,5. Предусмотрена механизация крыла и резервуары для водного балласта.

Вариант с ламинарным профилем имеет размах 18 метров и расчетное качество - 40,7. В остальном он не отличается от "классики".

По счастливому стечению обстоятельств перед началом строительства планера первого варианта FAI утверждает два класса планеров:

а) "Стандарт" - с размахом до 15 м, без механизации крыла;

б) "Свободный" - без ограничений.

Новые требования FAI обусловливают необходимость переработки первого варианта проекта, чтобы можно было включить его в класс "стандартный". Коллектив из инженеров Панова, Радомирова, Панчовского и Влайчева осуществляет необходимую переработку, делают новые чертежи и на белый свет появляется болгарский планер для высоких достижений "Комета-стандарт". Прототип вылетает в начале 1960 года. Построен в мастерской аэродрома в Мусачево. Испытания продолжаются более полгода в любых условиях. Летит на восходящих потоках, на "длинных волнах", высотные полеты, перелеты, фигурный пилотаж. Испытания доказывают высокие качества планера и сразу принимается решение о его серийном производстве.

Первая серия из 10 планеров слегка отличается от прототипа. Устранена выпуклость на плексигласовом фонаре кабины, и тем самым улучшена обтекаемость. Серия известна как "Комета-стандарт II".

"Комета-стандарт II" - свободнонесущий верхнеплан с V-образным стабилизатором. Крыло снабжено воздушными тормозами. Система посадки состоит из колеса, лыжи и хвостового костыля. Конструкция - деревянная, с обшивкой из березовой фанеры и полотна. Планеры "Комета-стандарт" окрашены в ярко-желтый цвет, на хвостовых плоскостях нанесена лента болгарского трехцветного флага, а по бортам и на крыльях черной краской выписано LZ - и трехзначный номер.

Вторая и третья серии по 10 планеров каждая были построены в самолетной мастерской ДОСО аэродрома в гор. Михайловград (сегодня город Монтана. Не путать с штатом Монтана в США. Это - древнеримское имя города - бел. авт.). Эти 20 самолетов известны как "Комета-стандарт III". В этом варианте улучшена аэродинамика посредством "погружения" сиденья еще ниже, изменен и фонарь кабины. Если на прототипе он открывается сверху, то на "Комете-стандарт III" открывается посредством скольжения по рельсом вперед. Это ведет к уменьшению миделя носовой части планера при улучшенном комфорте и видимости для пилота.

"Комета-стандарт II и III" позволила в 60-х годах болгарским планеристам мериться силами при равных условиях на международных соревнованиях. В июне 1962 г. в Польше на международных соревнованиях по планерному спорту в скоростном перелете на 100 км Александр Русев ставит новый республиканский рекорд, достигнув среднюю перелетную скорость 122,9 км/ч. Симеон Крюгеров улучшает республиканский рекорд в перелете, пролетев 480 км. В скоростном перелете по треугольному маршруту Ал. Русев достигает скорости 106,77 км/ч., что лишь на 5 км/ч. ниже мирового рекорда того времени, принадлежащего Михаилу Веретенникову (СССР), поставленного, однако на планере А-15 свободного класса, с ламинарным профилем и механизацией крыла.

В 60-е годы многократно болгарские планеристы поднимаются на "Комете-стандарт" на абсолютную высоту свыше 8000 метров и пролетают расстояния свыше 300 километров.

"Комета-стандарт" представляет для авиаинженеров - конструкторов в строительстве планеров своеобразную вершину.

К сожалению, реализация "Кометы-ламинар" не осуществляется, из-за закрытия и самолетных мастерских ДОСО. 

Смотрите также

Архангельский А.А.
Архангельский Александр Александрович (1892-1978 гг.) - советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического труда. Окончил МВТУ (1918 г). Начиная с 1912 г. начал работать в Аэр ...

Шасси
Дельталёт имеет трехопорное шасси с передней опорой. Основное шасси состоит из стойки с пружинными телескопическими амортизаторами, складного подкоса и полуосями колес. Полуоси крепятся к силовому кар ...

Дирижабль «Победа»
Дирижабль — «Победа» (СССР, 1944) В СССР в 1942—47 годах, дирижабли применялись как газовозы (доставляли водород для наполнения привязных аэростатов, используемых для подготов ...