Многоцелевой вертолёт Sikorsky Aircraft SH-60 Sea Hawk

Многоцелевой вертолёт Sikorsky Aircraft SH-60 Sea HawkПалубный противолодочный вертолет Sikorsky SН-60 Sea Hawk разработан в соотве тствии с конкурсной программой флота США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System – легкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с авианосцев , а также с военных кораблей типа фрегат или эсминец. Он предназначен для ПЛО, о бнаружения кораблей противника и выдачи целеуказаний корабельным системам.

Основным назначением вертолета SН-60В является обнаружение и идентифика ция надводных и подводных целей в радиусе 185 км во взаимодействии с кораблем баз ирования, который должен обеспечить координирование ответных действий, при этом информация от гидроакустической станции вертолета посылается в базовый информаци онный центр корабля. Вертолет может также выполнять операции в автономном режиме , используя сбрасываемые радиогидроакустические буи и буксируемый магнитометр дл я определения местоположения и классификации подводных лодок противника с послед ующим их уничтожением самонаводящимися противолодочными торпедами или глубинными бомбами. Вторая задача вертолета SН-60В – загоризонтное обнаружение цели для увеличения дальности действия запускаемых с корабля противокорабельных ракет и ранн ее предупреждение об атаке посредством радиоэлектронной разведки.

Дополнительные задачи предусматривают поисково-спасательные и разведывательные операции, патру лирование, а также эвакуацию раненых и доставку снаряжения на военные корабли. Комплексная корабельная противолодочная система, заменившая ранее используемую систему, предусматривает действия вертолета на большом расстоянии от охраняемых кораблей, чтобы значительно расширить возможности систем дальнего обнаружения и ПЛО в целом. Комплексная система оружия LAMPS Мк.3 состоит из авиационной и корабельной частей, связь между которыми обеспечивается с помощью закрытой двусторонней цифровой линии передачи данных, а также с помощью радио.

Авиационным компонентом системы является вертолет Sikorsky SН-60В Sea Hawk, разработанный на базе вертолета UH-60A Black Hawk. В корабельную часть системы входит аппаратура для обработки акустических сигналов; бортовые системы вертолета взаимодействуют с корабельными (датчики, система обработки данных, связное оборудование), а выполнение задания контролируется с корабля. Информация от датчиков и устройств обработки данных на вертолете передается в общую информационную распределительную шину. Обработка некоторых данных осуществляется непосредственно на борту вертолета, причем вся информация непрерывно передается на корабль, где имеются более мощные средства обработки и источники информации. Между вычислительными средствами вертолета и корабля устанавливается непосредственная связь, обеспечивающая совместное использование базы данных вертолетных и корабельных ЭВМ. После обнаружения подводной лодки на большой дальности с помощью буксируемой антенной решетки или гидроакустической станции базового корабля или при ее обнаружении патрульным самолетом дальнего радиолокационного обнаружения вертолет SН-60В направляется в зону, где обнаружена подводная лодка, причем, хотя вертолет оснащен собственными навигационными средствами, предполагается через линию передачи данных корректировка его полета с корабля.

При достижении вертолетом заданной зоны с него сбрасываются 5 или 7 пассивных радиогидроакустических буев для повторного обнаружения и определения местоположения подводной лодки. Акустические сигналы, принятые радиогидроакустическими буями, передаются в метровом диапазоне на вертолет Sea Hawk, где они обрабатываются, кодируются и затем передаются на корабль для подробного анализа, проводимого оператором акустических датчиков. Обычно вертолет находится в зоне приблизительно в течение 20 минут, затем перемещается в следующую зону для возобновления поиска цели с помощью опускаемого гидроакустической станции. После определения координат цели вертолет начинает снижение для уточнения координат цели путем использования гидроакустической станции и пассивных радиогидроакустических буев направленного действия или магнитометра.

При подтверждении координат цели начинается последний этап выполнения боевой задачи – атака с помощью самонаводящейся торпеды, которая осуществляет самостоятельный поиск и атаку цели. На конечном этапе выполнения боевого задания, когда вертолет находится на небольшой высоте над поверхностью моря, связь между ним и кораблям может прерываться и вертолет должен действовать в автономном режиме. Командование ВМС намерено использовать вертолеты SН-60В Sea Hawk на 106 боевых ракетных кораблях четырех типов: фрегатах класса FFG-7, эсминцах DD-963 и DD-993, а также крейсерах CG-47. Предусматривалась закупка 204 вертолетов Sea Hawk, которые должны размещаться на кораблях эскадрильями – по два вертолета, причем предполагалось оснастить системой LAMPS Мк.3 боевые корабли, на которых ранее использовалась система LAMPS Мк.1. Авиационным компонентом системы LAMPS Мк.1 является палубный вертолет Kaman SH-2 Sea Sprite. Разработка программы LAMPS Мк.3 началось в 1969 году, а в 1970 году была закончена разработка требований к вертолету по этой программе.

Разработка противолодочного вертолета SH-60B Sea Hawk была начата в 1974 году. Фирма Sikorsky предложила флоту модифицировать свой вертолет UH-60A, рассчитывая, что он будет отвечать требованиям флота для проведения противолодочных операций, обнаружения и определения координат надводных кораблей. Для этой цели был использован четвертый опытный вертолет YUH-60A, модифицированный на средства фирмы. Проведенные модификации включали установку системы автоматического складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки, перемещение вперед задней стойки шасси со спаренными колесами, меры защиты от коррозии. Вертолет был оснащен специальным оборудованием, в том числе радиоэлектронным оборудованием нового состава.

В 1977 году были проведены оценочные испытания модифицированного вертолета YUH-60, и в сентябре командование флота США объявило о выборе его по программе LAMPS. Головным разработчиком по программе LAMPS Мк.3 было выбрано отделение по разработке систем фирмы IBM, что свидетельствовало о степени важности устанавливаемого бортового оборудования, а фирма Sikorsky была утверждена в качестве основного разработчика планера. Комиссия по оценке закупаемых систем оружия при министерстве обороны США в феврале 1978 г. приняла решение о разработке и серийном производстве 204 вертолетов SH-60B, и фирме Sikorsky был выдан контракт стоимостью 109.3 млн долларов на разработку, постройку и летные испытания пяти опытных вертолетов, а также на изготовление планера для наземных испытаний; расчетная стоимость программы в 1978 г. составила 3.5 млрд долларов при цене вертолета 14.5 млн долларов. Первый полет первого опытного вертолета SH-60B состоялся 12 декабря 1979 г, последующих четырех опытных – в 1980 году, а первый серийный вертолет был поставлен флоту США в марте 1983 г. Программа серийного производства была в 1990 г. увеличена до 255 вертолетов SH-60В и продлится до 1999 г. Стоимость программы возросла в 1994 г. до 8.132 млрд долларов, а средняя цена одного вертелета – до 30.1 млн долларов.

Модификации вертолета
SH-60F Ocean Hawk – противолодочный вертолет для проведения операций по прикрытию авианосцев в радиусе 50км в пределах внутренней зоны ПЛО; предназначен для замены вертолетов SH-3H. Кроме того, может использоваться для поисково-спасательных операций, принимая на борт до пяти человек за один вылет. Цифровая автоматизированная система управления обеспечивает заданную высоту и скорость полета, а также режимы полета, связанные с заходом и выходом вертолета на режим висектоя при выполнении поиска цели. Бортовое электронное оборудование разработано на основе процессоров и мультиплексных шин информационного обмена между четырьмя членами экипажа. Для поиска подводных лодок используется опускаемая гидроакустическая станция, основными элементами которой являются: акустическая система, цифровое счетно-решающее устройство обработки акустических сигналов, индикатор оператора акустической аппаратуры, а также лебедка и трос длиной 450м. Возможно размещение РЛС или ИК-станции переднего обзора, а также приемника спутниковой навигационной системы и процессора обработки акустических сигналов. Разработка программы SН-60F началась в 1984 г. Первый серийный вертолет совершил первый полет в 1986 году, серийное производство завершено в 1995 году; по программе построено 2 опытных и 143 серийных вертолета; общая стоимость программы 3.33 млрд долларов, средняя цена вертолета 23.3 млн долларов. Предполагалось сформировать шесть эскадрилий для базирования на 14 авианосцах и две резервные эскадрильи.
SH-60R – палубный противолодочный вертолет; развитие SН-60В и F с опускаемой ГАС. В 1998-1999 гг. будут модернизированы 17 вертолетов из SН-60В.
SH-60J Sea Hawk – палубный противолодочный вертолет сил самообороны Японии для замены вертолетов SH-3 Sea King в середине 1990-х гг, экспортный вариант вертолета SH-60B. Японским силам самообороны требуется 80 вертолетов SH-60J.
НН-60Н – палубный поисковый и спасательный вертолет для флота США, заказавшего 42 вертолета; является модификацией вертолета SН-60F. Совершил первый полет 17 августа 1988 г. Начал поступать на вооружение в 1990 г. Снабжен спасательной лебедкой, усовершенствованным оборудованием, эжекторной системой уменьшения ИК-излучения двигателей, может быть вооружен пулеметами калибром 7.62мм и НАР
S-70B – палубный противолодочный вертолет для экспорта в другие страны, экспортная модификация вертолета SH-60B. Поставлено 6 S-70В-1 флоту Испании, 14 S-70В-2 флоту Австралии, 5 S-70B-6 флоту Греции, заказавшему 17 вертолетов, и 6 5-70В-7 для флота Таиланда
S-70M Thunderhawk – палубный противолодочный вертолет для флота Таиланда, заказавшего 10 вертолетов, модификация SH-60B с опускаемой ГАС
HH-60J Jay Hawk – палубный поисковый и спасательный вертолет частей береговой охраны, заказавших 42 вертолета, разрабатывался параллельно с вертолетом HH-60Н, совершил первый полет 8 августа 1989 г. с дополнительными тремя топливными баками по 455л может совершить полет на расстояние 555км, принять на борт 6 пострадавших и вернуться с ними. Снабжен поисковой всепогодной РЛС, спасательной лебедкой и крюком доя буксировки грузов.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение – 1983
Диаметр главного винта – 16,36 м
Диаметр хвостового винта – 3,35 м
Длина – 15,26 м
Высота – 5,18 м
Масса, кг
- пустого – 5118
- нормальная взлетная – 7708
- максимальная взлетная – 9185
Внутренние топливо – 2230 л
ПТБ – 2 х 454 л
Тип двигателя – 2 ГТД General Electric T700-GE-700 (T700-GE-701С)
Мощность – 2 х 1710 л.с. (2 х 1930 л.с.)
Максимальная скорость – 234 км/ч
Крейсерская скорость – 220 км/ч
Практическая дальность – 2220 км
Дальность действия – 280 км
Продолжительность патрулирования – до 3 ч
Скороподъемность – 213 м/мин
Практический потолок – 5790 м
Статический потолок – 3170 м
Экипаж – 3 чел
Полезная нагрузка: 2722 кг груза на подвеске
Вооружение: Боевая нагрузка – 907 кг на 2 узлах подвески: 2 торпеды Mk.46 Mk.50 Barracuda, или 2 ПКР AGM-84 Harpoon или AGM-119B Penguin Mk.2 Mod 7. 

Смотрите также

Воздушные винты из металлов
Для сверхлегких летательных аппаратов единственными сплавами, которые можно применить для воздушных винтов, будут сплавы на магниевой основе. Они прекрасно механически обрабатываются, а свариваемые сп ...

Общие принципы тактики перелета на планере
Планеристы больше всего ценят умение достигать на дистанции больших средних скоростей. Повышение средней скорости в конечном счете непосредственно связано и с увеличением дальности перелета. Оставляя ...

Полеты над холмами и возвышенностями
Третья ступень — полеты над холмами и возвышенностями. Это полеты в динамических потоках обтекания. У этой ступени много своих промежуточных этапов с постепенным усложнением условий — от л ...