Дельтаплан Combat

Первый Combat L был построен в конце 2003 года. С самых первых полетов стало ясно, что дельтаплан летит заметно лучше, чем что-либо, на чем нам приходилось летать до того. Аппарат был весьма многообещающим, и нам хотелось проверить его возможности на соревнованиях, состязаясь с другими лучшими дельтапланами мира.

Соревновательный сезон в Северном полушарии уже закончился, и был единственный способ проверить новый аппарат - поехать в Австралию, чтобы принять участие в австралийских соревнованиях. Что я и сделал.

В Австралии проходили традиционные соревнования: Чемпионат Австралии, Пред-Чемпионат Мира (оба в Хее) и Кубок Bogong. К сожалению, я заболел и пропустил Чемпионат Австралии. Но оставались еще два соревнования.

Дельтаплан был отличным. После некоторых регулировок стало понятно, что он имеет широкий диапазон возможностей: летит так же хорошо, как другие продвинутые аппараты и в наборе не хуже, возможно даже немного лучше. Но кое-что можно бы улучшить.

Я был очень рад тому, что занял второе место на Пред-Чемпионате Мира, памятуя о том, что выигрывать Пред-Чемпионат считается плохой приметой.
Следующим был Bogong Cup. Погода была отличная, и мы хорошо полетали. Выиграв Bogong Cup, я вернулся домой. При полетах в Австралии Combat L прошел тесты в различных, иногда близких к экстремальным условиям, ни разу не вызвав вопросов к его поведению и безопасности. У нас оставались еще некоторые идеи по доводке. В короткий срок в конструкцию были внесены некоторые изменения, и аппарат был запущен в серийное производство.

Что отличает Combat L от его - предшественника - Combat 2? Ответ на этот вопрос заключен в букве L, входящей в его название - он значительно легче чем Combat 2. В зависимости от размера дельтаплана и опций вес стал на 1.5 - 2 килограмма меньше. Но дело не только в уменьшении веса. Фактически это новый аппарат с большим количеством опций. Геометрия обшивки в основном не изменилась. Одно из главных отличий - боковые трубы. Они сделаны из сплава 7075 (близкому по составу к нашему В95) и значительно отличаются по конструкции от труб Combat 2. При такой же прочности, как и старые, из Д-16Т, они значительно легче. Стандартная комплектация включает все самые современные достижения по снижению лобового сопротивления, включая углепластиковый спидбар. В качесте опций можно заказать: углеплластиковые латы диаметром 8 мм и 10 мм, дополнительный круглый дюралевый спидбар, алюминиевый профилированный спидбар, соревновательные троса (без оплетки), дополнительные углепластиковые вставки в обтекатель, легкий чехол и легкие защитные чехольчики. Мы определили, что изменение жесткости лат влияет не только на характеристики управляемости и набора, но и на аэродинамическое качество. Понадобилось некоторое время, чтобы определить оптимальный диаметр углепластиковых лат и оптимальное распределение диаметров латных трубок по размаху крыла.

Сейчас можно заказать обшивку, выбрав по своему предпочтению один из двух вариантов дизайна нижней поверхности и один из двух вариантов исполнения верхней поверхности: либо из материала PX10T либо из материала Grille Polyester 180G.

В Combat L нам удалось воплотить конструкцию с более высоким аэродинамическим качеством и лучшей управляемостью. Вследствие меньшего момента инерции дельтаплана, в особенности на концах крыла, Combat L позволяет при одинаковом угле крена крутить спирали меньшего радиуса, чем Combat 2, находясь, таким образом, ближе к центру потока, что позволяет лучше набирать высоту. Также стало возможным крутить спирали с более взведенным полиспастом, что тоже дает преимущество в наборе высоты. Аэродинамическое качество Combat L несколько выше, чем Combat 2.

Как и все дельтапланы Аэроса, он имеет небольшое положительное усилие на ручке во всем диапазоне скоростей, полет на высокой скорости легок и не утомителен. К сожалению, мы не делали инструментальных сравнительных тестов, но Combat L летит лучше, чем Combat 2 - это действительно так.
Большое внимание было уделено безопасности. Combat L имеет более прочную поперечную балку, трос взвода поперечины заменен с 2.5 мм диаметром на 3 мм. Фактически этот трос был заменен уже на Combat 2. Также стал прочнее углепластиковый спидбар. Кроме того, было внесено множество мелких изменений, призванных сделать Combat L самым безопасным и самым простым и приятным в управлении дельтапланом.
Дельтаплан действительно получился очень удачным. 

Смотрите также

Возможные ошибки и отказы
Рассмотрим некоторые типичные опасные ситуации, возникающие из-за ошибки пилота. Сваливание при взлете. Волнение перед стартом иногда настолько сковывает пилота, что все его знания куда-то улетучивают ...

Виктор Александрюк и Александр Васько
1945 год. Висло-Одерская операция. Почти над аэродромом группа наших и немецких истребителей ведут бой, хорошо видимый с земли. От группы отходят два «мессершмитта», их преследует пара «лавочкиных ...

Крылатые ракеты наземного базирования
На вооружении американских ВВС имелся еще один тип ядерных ракет средней дальности - крылатые ракеты (КР) наземного базирования с большой дальностью полета. Этот тип стратегических вооружений был созд ...